"Маршрут помощи" детям-аутистам пройдёт через Воронеж

Воронеж станет пилотной площадкой для реализации программы помощи детям с диагнозом "аутизм". Она предполагает совместную работу социальных, медицинских и образовательных учреждений, а также обмен опытом со специалистами из-за рубежа. Первые гости приехали в Воронеж сегодня. Сразу три исследователя из США встретились с российскими коллегами.

Американские гости уже в приветственном слове обозначили главное – детей с расстройствами нервной системы в мире стало больше. Во многом возросшие цифры связаны с тем, что аутизм теперь выявляют в раннем возрасте, и всё реже ошибаются с диагнозом. То, что раньше называли умственной отсталостью или детской шизофренией, теперь относят к расстройствам аутистического спектра. О новых методиках работы с такими пациентами американские учёные расскажут воронежцам на специальных семинарах.

Кэти Кенинг, профессор Йельского университета, сказал: «Очень часто специалисты сталкиваются с поведением ребёнка, которое сбивает их с толку. Для успешной работы учителей, педагогов и родителей важно попытаться увидеть мир, каким его видит ребёнок-аутист. Это всегда индивидуальная картина. Моя лекция именно об этом».

Слушателями курса будут психиатры, детские врачи, а также студенты и общественники. Лекции пройдут в нескольких ВУЗах города. Эти встречи станут своеобразной отправной точкой для нового витка программы «Аутизм. Маршрут помощи». Она действует в Воронеже уже два года и условно делится на четыре части — диагностика, ранняя помощь, образование, жизнь в обществе. Всё это ступени адаптации ребёнка-аутиста к обычной среде, а также помощь его родителям.

Евгения Мишина, руководитель воронежской программы «Аутизм. Маршруты помощи», сказала: «Воронеж – единственный регион, где осуществляется комплексный подход к решению этой проблемы, когда все четыре составляющих этого маршрута мы рассматриваем одновременно. На уровне государства, специалистов и общества. Вообще, создание такой зрелой системы помощи занимает 15-20 лет. Поэтому, действительно, мы находимся в начале пути».

В Воронеже технология ранней помощи детям с расстройством нервной системы уже работает в центре «Парус надежды». Там используют, к примеру, современные методики арт-терапии. Для самых маленьких пациентов – это занятие «вода-песок», где с миром знакомят наощупь.

Светлана Солодова, заведующая отделением раннего развития центра «Парус Надежды», рассказала: «Очень ценное занятие в этой области, потому что детям, с одной стороны, интересны вода и песок. И они очень полезны, это новые тактильные ощущения, это интересный сюжет, в котором дети участвуют».

В соседней комнате – необычный концерт. На настоящих гу́слях играют по очереди и всеми вместе. Детям такой «оркестр», похоже, по вкусу – звуки перестают пугать. Те, кто постарше, на фольклорном занятии водят хороводы. Взяться за руки с малознакомыми людьми для ребёнка-аутиста – большая победа.

Светлана Солодова говорит: «Каждый новый звук способствует лучшему осознанию ребёнком себя. Всё это комплекс занятий, который помогает и реабилитировать, и развить, и радовать детей».

При своевременном вмешательстве со временем многие дети-аутисты смогут учиться в обычной школе и ничем не уступать сверстникам, утверждают специалисты. И таких случаев уже немало.

Елена Григоренко, профессор психологии в Центре детских исследований Йельского университета, рассказала: «Люди с расстройствами спектра являются представителями очень большой категории. У меня, например, не всё в порядке с музыкальным слухом, так что если бы это было обществу важно, если бы мы выбирали людей по этому критерию, я бы тоже была человеком со специальными нуждами. Всё зависит от критерия, который мы ставим во главу угла, и как мы людей сортируем».

С разработчиками программы «Маршруты помощи» встретился и глава региона. Он пообещал им содействие властей. Также между лекциями запланированы встречи с руководителями воронежских вузов. Возможно, на их базе начнут изучать расстройства нервной системы человека. Тогда учёные, врачи и социологи смогут совместными силами выстраивать новую систему адаптации аутистов в современное общество.

Сегодня