Тема:

Валютные колебания 2 недели назад

Ипотека по-московски: по валютному коридору – в долговую яму

Те, кто когда-то недооценил свои риски, теперь может остаться без крыши над головой и с огромными долгами. Москвичи, которые в надежде сэкономить брали ипотеку в валюте, оказались в безвыходном положении. Платежи по кредитам выросли в два раза и стали просто неподъемными.

Те, кто когда-то недооценил свои риски, теперь может остаться без крыши над головой и с огромными долгами. Москвичи, которые в надежде сэкономить брали ипотеку в валюте, оказались в безвыходном положении. Платежи по кредитам выросли в два раза и стали просто неподъемными, и чем выше курс валют, тем ниже уверенность в собственном будущем.

Как мать-одиночка, Гаянэ, естественно, искала способ сэкономить. Процентные ставки на ипотеку в долларах, евро и швейцарских франках были значительно ниже.

"Процентная ставка была наиболее интересная в японских йенах, но поскольку это была для меня чересчур экзотическая валюта, то я согласилась взять в долларах США под 9,7%", — рассказывает Гаянэ Балаян.

Ипотечный кредит за свою "однушку" Гаянэ платит уже семь лет. За это время девушка успела родить второго ребенка и даже потратить материнский капитал на досрочное погашение. Но недавний пересчет долга показал, что теперь она снова должна банку почти полную стоимость своей квартиры.

"Год назад я смотрела по своему графику платежей, сумма, которую я должна банку, на тот момент составляла 2 миллиона. Сегодня я должна банку 4 миллиона 900 тысяч. А завтра — я не знаю", — продолжает Гаянэ.

Вырос и ежемесячный платеж. При зарплате в 50 тысяч рублей она в следующем месяце должна заплатить почти 100 тысяч. И это только в том случае, если доллар не вырастет еще больше. В семье Дениса Луценко ситуация еще хуже. Они подсчитали: даже если прямо сейчас продать квартиру и отдать все банку, денег все равно не хватит, чтобы погасить долг.

"У нас раньше одна зарплата уходила на ипотеку, на вторую зарплату — мы знали, что на нее мы будем жить. Сейчас получается, что две зарплаты уходят на ипотеку, и нам практически не на что жить", — подчеркивает Денис Луценко.

Многие эксперты говорят, что клиенты, погнавшись за низкой процентной ставкой, сами недооценили риски, поэтому должны нести ответственность за недальновидные решения сами. Правда, есть и другое мнение.

"Я считаю, что в нашей стране людям, которые не имеют доходов в валюте, нельзя было выдавать кредиты на приобретение жилья в валюте. То есть это вина банков", — полагает председатель Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Игорь Костиков.

И хотя банкиры в сложившейся ситуации себя виновными не считают, все же обещают рассматривать все обращения клиентов в индивидуальном порядке.

"Банк — первая сторона, которая заинтересована в том, чтобы заемщик продолжал качественно обслуживать кредит, в конечном итоге погасил кредит, не испортил свою кредитную историю, остался с жильем, чтобы банку не пришлось обращать взыскание на предмет залога", — отмечает директор департамента ипотечного кредитования Банка Москвы Георгий Тер-Аристокесянц.

Среди вариантов решения предлагают продажу залоговой квартиры или реструктуризацию долга — например, продление срока платежа или перевод суммы кредита в рублевый эквивалент. Правда, по текущему валютному курсу. В любом случае единственный выход — договариваться с банком.