Еженедельная программа Вести.net от 20 декабря 2014 года

Привет, планета, это программа Вести.net. Снова из нашей студии. Во-первых, потому, что на улице зябко, во-вторых, оттого, что я был в командировках последнюю неделю, и так приятно оказаться в каких-то знакомых интерьерах. Последняя командировка была в Пекин, и сегодня я о ней, конечно, расскажу.

Привет, планета, это программа Вести.net. Снова из нашей студии. Во-первых, потому, что на улице зябко, во-вторых, оттого, что я был в командировках последнюю неделю, и так приятно оказаться в каких-то знакомых интерьерах. Последняя командировка была в Пекин, и сегодня я о ней, конечно, расскажу.

Но сначала к теме последних трех недель — невиданному взлому одной из самых крупных корпораций. То есть, мизансцена все та же — Sony, Ким Чен Ын, но добавляются и новые поразительные детали.

"Плохие парни победили". Так описала ситуацию американская IT-пресса. Скандальный фильм "Интервью" в американских кинотеатрах, по крайней мере, в крупных сетях, транслироваться не будет. Слишком большой посчитало ФБР угрозу теракта. Бюро, которое еще на прошлой неделе отрицало связь КНДР со взломом Sony, на этой неделе призналось, что, скорее всего, приказ атаковать кинокомпанию поступил из Пхеньяна.

Американскую комедию про двух журналистов, завербованных ЦРУ для убийства северокорейского лидера, сам Ким Чен Ын смешной явно не считает. Масла в огонь подлила сцена его собственной смерти из фильма. Еще в выходные хакеры, взломавшие Sony — загадочные Guardians of Peace — заявили, что любого зрителя, который осмелится пойти в кино на "Интервью", ждет кара, которая заставит вспомнить трагедию 11 сентября 2001 года.

В Sony тут же переложили ответственность на дистрибьюторов. Там заявили, что каждая киносеть обязана самостоятельно решать, выводить картину на свои экраны или нет. В итоге не решился почти никто. Для американцев, да и для всего мира это некоторый "разрыв шаблона". Маленькая, забитая санкциями и, казалось бы, технологически отсталая и безобидная КНДР осуществляет взлом века и лишает одну из крупнейших киностудий планеты сотен миллионов долларов и, возможно, права на существование.

Оправдываться пришлось самому Бараку Обаме. Он, как и его северокорейский коллега, пообещал мстить. "Мы ответим, наш ответ будет пропорциональным. И мы сами выберем время, место и метод. Я не могу озвучить вам, как это будет, но очевидно, что мы совместно с международным сообществом должны выработать стратегии сетевой безопасности и понять, как контролировать киберпространство. Сейчас там что-то вроде Дикого Запада", — заявил глава американской администрации.

Ассоциация с Диким Западом у Обамы возникла явно не случайно. Хакеры, среди прочего, опубликовали личную переписку между сопредседателем Sony Pictures Эми Паскаль и известным продюсером Скоттом Рудином, в которой они едко замечают, что президент, скорее всего, любит исключительно фильмы про чернокожих героев, например, вестерн "Джанго Освобожденный". Ему, кстати, и на пресс-конференции задали каверзный вопрос о любимом кино, но Обама от ответа ушел.

Впрочем, досталось не только ему. В той же беседе Паскаль называла Анжелину Джоли не имеющим таланта избалованным ребенком. Рудин добавил, что Джоли "серьезно не в себе". Оба уже подтвердили, что переписка подлинная, и с тех пор непрестанно извиняются. Впрочем, одними извинениями, скорее всего, не обойдется. В Sony начали поступать первые иски от сотрудников — нынешних и бывших, — которые обвиняют компанию в том, что она не смогла сохранить их персональные данные. Если хоть один суд встанет на сторону заявителей, прецедент может быть для Sony катастрофическим: в результате атаки были украдены, в том числе, и личные данные многих актеров — номера счетов, паспортов, телефонов и многое другое. В Голливуде судиться умеют и любят, да и суммы компенсаций для звезд будут явно выше, чем для простых смертных.

Американцев напугали очень крепко. Поначалу часть кинотеатров решила сыграть на шумихе с упоминанием Ким Чен Ына и вместо запланированной премьеры "Интервью" показать кукольный мультик 10-летний давности "Отряд Америка". Главным злодеем там изображался отец нынешнего правителя Северной Кореи Ким Чен Ир. Но издатель картины – Paramount Pictures, не Sony — решил запретить и этот показ от греха подальше.

***

Впрочем, производство видеоконтента и мир Интернета пересекаются не только вот таким плачевным образом. ВГТРК представляет первый в России проект интернет-продолжения своего телепродукта. Интерактивный роман, между прочим.

Популярный телепроект ВГТРК "Пока станица спит" стал первым отечественным сериалом, по которому сделали одноименную компьютерную игру. Точнее, интерактивный роман, так его предпочитают называть создатели.

Он уже доступен в крупнейших российских соцсетях – "ВКонтакте" и "Одноклассниках". Плюс к новому году выйдет версия для Android, а в январе — для iOS. Выполнен проект в жанре Hidden Objects, то есть, поиск предметов. Это такая простейшая вариация квеста. По словам создателей, это именно то, что нужно потенциальной аудитории — она и у сериала, и у игры одна.

"Мы предлагаем нашей аудитории погрузиться в перипетии сюжета романа, который также доносится и в нашем продукте, и совместить это с определенными мини-играми, которые позволят им исследовать какие-то боковые ответвления развития сюжета, позволят им в ходе развития игры собирать различные коллекции, находить уникальные предметы и больше, глубже знакомиться с миром сериала, с сюжетом и с персонажами, которые им так полюбились", — пояснил продюсер Дирекции интернет-сайтов ВГТРК Ренат Незаметдинов.

Интерактивный роман идет частично в сюжетной связке с сериалом, но, в отличие от телепроекта, который создан по четкому сценарию, игра имеет возможность развиваться в соответствии с желаниями пользователей. Собственно, процесс этот, как и сериал, потенциально бесконечен.

"Поскольку в последнее время все подобные проекты и развлечения являются скорее не конечным продуктом, а сервисом, который предоставляется пользователям на определенных условиях, то, естественно, мы будем собирать все данные и статистику о том, кто играет в нашу игру, почему играют в нашу игру, что они там делают, что им нравится и не нравится. Кроме того, как всегда для подобных продуктов, организуется серьезная работа с комьюнити, с игровым сообществом, которая позволяет собирать их мнения, их предложения по игре, и таким образом формировать более приближенный облик продукта к их ожиданиям", — продолжает Ренат Незаметдинов. Если это получится, "Станица", кроме очевидной цели привлечения внимания к сериалу, может еще и самостоятельно зарабатывать.

Игра создана по принципу free-to-play, то есть, сама по себе она бесплатна, но позволяет покупать внутриигровой контент или виртуальные предметы, которые дают определенные преимущества.

Отметим, что создание игр по мотивам телесериалов — тенденция достаточно молодая, но весьма успешная. Наиболее свежий проект такого рода сделан в 2014 году на основе популярнейшего сериала "Игра престолов". В нем даже герои озвучены теми же актерами, которые играют их в телеверсии.

А самая известная серия CSI умудрилась затмить популярностью одноименный телепроект. Только официальных частей игры — более 20-ти, плюс всевозможные самодельные дополнения от игрового сообщества.

Если проект станет популярным, то наши коллеги окажутся первыми в мире, сумевшими сделать игровое приложение для сериала, ориентированного, в общем, в первую очередь, на женскую аудиторию. Наша программа желает им успеха.

***

И еще немного о другой игре, которой русскоязычные разработчики могут гордиться. Речь идет об одном из немногих игровых брендов из бывшего СССР, который выбился на глобальный рынок, но и стал там лидером.

Производитель одной из крупнейших в мире многопользовательских игр, танкового симулятора World of Tanks, белорусская компания Wargaming берет "мододелов" под свое крыло. Впервые лучших производителей "околоигровых" приложений, созданных с помощью выпущенного в прошлом году набора инструментов для разработчиков, собрали вместе и наградили в рамках конкурса под названием Wargaming Developers Contest.

Интересные надстройки, так называемые "моды" к World of Tanks, разделили между собой довольно внушительный призовой фонд — 80 тысяч долларов наличными. Плюс — игровое "золото" и премиумные танки. Впрочем, главный смысл мероприятия, конечно, не в самих модах и даже не в деньгах. Wargaming дает программистам-энтузиастам четкий сигнал: из полулегального статуса они переходят во вполне официальный. Более того, особо талантливые могут стать партнерами разработчика. В Wargaming это называют "совмещением внутренней и внешней разработки".

"Нам также интересно, чтобы формировалось вот это ядро независимых разработчиков. Потому что только когда они независимы, у них есть свобода работать над теми идеями, теми проектами, которые им интересны. То, как мыслит внутри себя Wargaming, зачастую уже формирует определенные подходы. Сторонние разработчики свободны от этих подходов, они ничего не боятся, они могут с абсолютно открытым умом подходить к решению возникающих проблем", — считает глава издательского подразделения Wargaming Андрей Яранцев.

Положительный опыт уже есть. Так, один из первых и к настоящему моменту крупнейших модов, так называемый Extended Visualisation Mod, или XVM, по сути, стал пользовательской "заплаткой" для тех "дыр" в интерфейсе, которые разработчики не исправляли или исправляли слишком медленно. Более того, туда же перекочевали всевозможные доработки, придуманные игровым сообществом. То есть, игра правилась и дополнялась "с низов". Причем, настолько удачно, что некоторые задумки в итоге перебрались и в основной клиент.

"Вот сейчас одна из наших функций перекочевала в официальный клиент World of Tanks. Последнее место "засвета" и тип техники, название техники — это перекочевало из нас. Наша идея, которая много лет у нас была, перешла в официальный клиент. Они поняли, что это им тоже надо", — говорит соавтор мода XVM Сергей Кузнецов.

В Wargaming быстро сообразили, что такая, по сути, краудсорсинговая модель развития игры, во-первых, крайне удобна с точки зрения отношений с сообществом. Игрокам не нужно подолгу выпрашивать изменения у официальных разработчиков, как это происходит, например, у конкурента Gaijin с его проектом War Thunder — достаточно просто скачать мод. Это крайне положительно сказывается на лояльности аудитории и, соответственно, на ее приросте. Сейчас в World of Tanks более 80 миллионов игроков по всему миру. Во-вторых, такой метод развития игры для Wargaming практически бесплатен. Все идеи уже сгенерированы, все правки в клиент внесены, а компании-разработчику остается выполнять только роль регулятора, разрешая или запрещая те или иные модификации. Ну и, конечно, проводить крупные реформы, например, изменять модели техники, экономику, вводить новые танки и так далее.

Впрочем, есть и подводные камни. Запрещать приходится довольно много, и далеко не всегда удается отловить все вредоносные изменения. Дело в том, что набор разработчика позволяет создавать модификации, которые дают одним игрокам преимущество над другими, а это серьезно угрожает главной составляющей игры — балансу сторон. Вот, например, один из победителей конкурса, приложение Battle Assistant, в корне перерабатывает систему прицеливания артиллерии, существенно облегчая ей жизнь.

"У меня был большой опыт в 3D-графике, и идея у меня родилась практически сразу, потому что я понимал: если развернуть камеру таким образом, как разворачивается в моем моде, круг сведения будет более похож на круг, а не на овал", — поясняет победитель в номинации "Лучшая модификация игрового клиента" Андрей Карпушин.

Если учесть, что жалобы на слишком сильную артиллерию, способную уничтожить цель с одного выстрела в любой точке карты, звучат в игре постоянно, такой мод, скорее всего, будет воспринят весьма неоднозначно.

Впрочем, сам World of Tanks, судя по всему, постепенно теряет свой приоритет, становясь лишь одним из проектов Wargaming. Кроме двух других аналогичных MMO-игр — World of Warplanes про самолеты и World of Battleships про корабли, которая, кстати, на этой неделе вышла в закрытый бета-тест, существует огромный рынок дополнительных продуктов, который медленно, но верно становится основным бизнесом игроделов. Это проект World of Tanks Blitz — адаптация основной игры для планшетов. Она вышла весной этого года и к началу декабря, когда появилась версия для Android, набрала 10 миллионов загрузок в Apple App Store.

Прошедший конкурс подарил еще одно мобильное приложение — Armour Inspector, которое в первые же сутки после релиза в магазине Google Play загрузили более 10 тысяч раз. На подобных проектах Wargaming также может зарабатывать. Например, готова сдать в аренду логотип и обеспечить рекламой, помогая раскруткой через свои ресурсы. "Хорошие проекты, лучшие проекты мы будем размещать в разделе "полезный софт" у нас на сайте World of Tanks. И это миллионы просмотров ежедневно. То есть, для ребят это огромный объем траффика. Ну а придумать, как монетизировать траффик, тут способов есть масса", — уверен Яранцев.


***

Итак, теперь мой бенефис: путешествие в Пекин, китайские особенности бизнеса высоких технологий и вообще обо всем, что именуют звучным словом Huawei.

Это первый на моей памяти глобальный анонс, который проходил в Китае. Журналистов со всей Европы и Азии привезли в громадный полуоткрытый лофт — модную пекинскую площадку для конференций. Очень долгое и помпезное событие было устроено сразу по двум поводам. Во-первых, ровно год назад в этом же лофте объявили, что Honor — так называлась раньше одна из линеек смартфонов Huawei — становится самостоятельным брендом, продающимся только в интернет-магазинах. Будто бы и не Huawei совсем. Сделано это было, в первую очередь, для борьбы с внутренним врагом — компанией Xiao Mi, которая выдавила Huawei из тройки самых крупных в мире производителей телефонов.

Глава направления потребительской электроники Huawei Ричард Ю рассказывает: "Люди спрашивают меня: "Почему вы не сравниваете себя с Xiao Mi, почему не противопоставляете себя им?" Я отвечаю всем, и своим коллегам в том числе, что нас нельзя сравнивать с Xiao Mi. В первую очередь, технологически: у нас спецификации гораздо лучше, а продаем мы продукты по очень умеренным ценам и можем продавать не только внутри Китая, но и за границей. Единственное наше упущение — отставание в областях рекламы и маркетинга. Мы никогда не обращали на них большого внимания. Основной наш бренд, Huawei, конкурирует с Apple и Samsung. Продукты линейки Honor — это интернет-бренд, он направлен на молодое поколение, на живущих в Cети. Здесь тоже высокие технологии, но выбрано только то, что может заинтересовать молодых.

Действительно, во время анонса название Xiao Mi не прозвучало ни разу. Зато с Apple новый продукт — планшетофон Honor 6 Plus — сравнивали чуть ли не на каждом втором слайде. И экран у него, по мнению китайцев, лучше, и он мощнее, и оперативки в нем 3 гигабайта, и батарейка у него больше — 3600 миллиампер. Кстати, с батареей связана особая китайская инновация: телефон можно использовать как powerbank, внешнюю батарею для других устройств.

Конечно, в оригинальности дизайна Honor 6Plus убедить кого-нибудь сложно, да и название 6 Plus говорит само за себя. Но есть тут и более интересные заимствования, а именно: китайцы сделали программную сим-карту, судя по всему, свой аналог Apple-sim, который при выезде из Китая позволяет подписываться на услуги сотовых операторов, не покупая их сим-карты. Сотовики всегда считали "симку" якорем, привязывающим к ним абонента, и даже Apple, похоже, пока не удается сдвинуть эту ситуацию с места. Возможно, помощь от Huawei будет не лишней.

Но, конечно, основное китайское оружие — сдвоенная камера, да еще с невиданной для смартфонов заявленной светосилой: максимальная диафрагма 0.95. Я даже специально поинтересовался, что же это за объективы такие невероятные, тем более, что эксперименты со сдвоенной камерой уже завели в тупик корпорацию HTC.

Глава бренда Honor Джефф Лю пояснил: "Максимальная диафрагма в 0.95 — результат программной обработки изображения. У Huawei есть на это патенты. Реальная светосила объективов не настолько впечатляющая — максимальная диафрагма там 2.0". "У HTC технология устроена так: одна — камера, вторая – вспомогательная, фактически, дальномер для быстрой фокусировки. А у нас это действительно двухкамерный фотоаппарат. Они идентичны и работают одновременно, получая два снимка. Поэтому за один снимок мы можем получить сразу два кадра, совмещая которые, можно получить фотографию с большим динамическим диапазоном, где темное — это темное, а светлое — это светлое, даже если снимок сделан против света. Ну и разрешение выше — пикселей же больше. Две камеры — вот в чем отличие от HTC. Мы считаем, что наша технология лучше", — уверен глава направления потребительской электроники Huawei Ричард Ю.

В сочетании со специально выделенным процессором для обработки изображений это может сделать камеру одной из лучших на смартфонах в принципе. Но, судя по моему короткому знакомству с аппаратом, программная обработка снимков нуждается еще в доработке. В любом случае, в России аппарат появится уже в следующем году. Тогда и увидим.

***

На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами до следующих выходных. Не забываем про радиопередачу "Интернет-кафе "Собака". Она выходит в эфир по воскресеньям в 17:00 на радио "Вести-ФМ". Планета, пока!