Программа "Земский доктор" в Забайкалье практически провалилась

Хотели как лучше. Работу программы "Земский доктор" в Забайкалье в этом году можно смело назвать провальной. Так считают и сами медики, и представители регионального профильного министерства.

Хотели как лучше, а получилось... скорее, НЕ получилось. Работу программы «Земский доктор» в Забайкалье в этом году можно смело назвать провальной. Так считают и сами медики, и представители регионального профильного министерства. Почему казалось бы имеющий одни плюсы проект для Забайкалья обернулся минусом?

Баирма еще в детстве лечила зубы плюшевым игрушкам. Теперь у нее свой стоматологический кабинет с настоящими инструментами и пациентами. После окончания медакадемии в Чите надолго решила не задерживаться. Узнала, что специалист требуется в Домне. Туда и отправилась. Вроде и от столицы региона недалеко, и жилье есть, еще и миллион по программе «Земский доктор» пообещали. Правда, денег этих Баирма до сих пор не увидела.

Баирма Очирова, стоматолог, рассказала: "Приехала я в июле этого года. Услышала о программе от нашего врача-стоматолога, которая тоже по этой программе сюда приехала. Но она в 2012-м году, свой миллион уже получила. А в этом году министерство здравоохранения нашего края не заключает с нами контракт".

"Да, не заключаем, но не по своей вине", — говорят в Минздраве. Возможности пока не позволяют. Об этом министр здравоохранения Михаил Лазуткин не раз заявлял в средствах массовой информации.

В бюджете Забайкальского края не предусмотрены финансовые средства для компенсационных выплат в размере одного миллиона рублей для врачей, прибывших на работу в сельскую местность. Однако Минздравом совместно с Минфином ведется работа по изысканию дополнительных финансовых средств, необходимых для единовременных компенсационных выплат. Подтверждают эту информацию и в региональном фонде обязательного медицинского страхования.

Алексей Бутыльский, директор территориального Фонда обязательного медицинского страхования, сказал: "В 13-м году, в 14-м году государство дает 50% от требуемой суммы. И 50 % должен заложить субъект. К сожалению, в этом году у нас так получилось, что проблема с бюджетным финансированием не позволила освоить эту программу. Хотя я знаю, что 24 врача хотели поехать в сельскую местность".

Впрочем, «хотели», «поехали» и «остались там жить и работать» — вовсе не синонимы. Это вторая причина, почему госпрограмма «Земский доктор» не стала «лекарством» для забайкальской сельской медицины. У любого контракта, как и у монеты, две стороны. Свои обязанности есть у обеих. И если Минздрав еще как-то попытался изыскать средства для того, чтобы программа работала, то половина из уехавших в этом году в районы специалистов, не отработав положенные пять лет, от участия в проекте отказались.

По программе привлечения врачей на село мы поработали и превысили общероссийский уровень обеспеченности в 13,9% до 15%. Но тенденция убыли продолжается — из 27 специалистов, которые приехали на село, 12 вернулись обратно.

В чем причина? Элементарно: не всё здесь зависит от системы здравоохранения. «Не понравилось место работы» — лишь два специалиста указали это как причину отказа от миллиона. Остальные заявляют: возродите село — будем там жить.

Михаил Лазуткин, министр здравоохранения Забайкальского края, сказал: "Все, что зависит от нас, мы делаем. Мы даем рабочие места, мы даем подъемные (и по 100 тысяч рублей. И даем врачам по миллиону). И это все, действительно, мы даем. Вместе с тем, ощущается неразвитость социальной инфраструктуры. Сегодня людям уже мало миллиона".

И такая ситуация не только в Забайкалье. Именно поэтому правительство России приняло решение расширить рамки программы. Теперь участвовать в ней могут не только молодые специалисты. Возрастной ценз 2015-го года: врачи до сорока пяти лет. В краевом Минздраве надеются, что это скажется на списке желающих. И обещают: «тогда уж точно найдем деньги на выплаты специалистам».