20-летие полета "Бурана"

В субботу исполняется 20 лет со дня первого и единственного полета орбитального корабля "Буран". 15 ноября 1988 года ракета-носитель "Энергия" с кораблем "Буран" стартовала с космодрома Байконур. Общее время полета "Бурана" составило 206 минут. Он совершил два витка вокруг Земли, после чего впервые в мировой практике произвел полностью автоматическую посадку.

В субботу исполняется 20 лет со дня первого и единственного полета орбитального корабля "Буран". 15 ноября 1988 года ракета-носитель "Энергия" с кораблем "Буран" стартовала с космодрома Байконур. Это был второй полет "Энергии". Первый состоялся 15 мая 1987 года. Общее время полета "Бурана" составило 206 минут. Он совершил два витка вокруг Земли, после чего впервые в мировой практике произвел полностью автоматическую посадку. Примечательно, что в момент совершения посадки на посадочной полосе бушевал шквалистый ветер скоростью 17 метров в секунду.

Орбитальный корабль "Буран" предназначался для проведения в космосе многоплановых операций с доставкой на околоземную орбиту до 30 тонн и возвращения на Землю до 20 тонн полезного груза. Создание многоразовой космической системы возглавил генеральный конструктор НПО "Энергия" академик Виталий Глушко. По аэродинамической схеме "Буран" представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по схеме "бесхвостка". Корпус корабля был негерметичным, в носовой части находилась герметичная кабина объемом 70 кубических метров, в которой мог располагаться экипаж до 10 человек. После распада СССР было принято решение о прекращении работ по комплексу "Энергии-Бурану" и консервации объектов инфраструктуры.

На прошедшем в минувшую пятницу в подмосковном Королеве торжественном собрании, посвященном 20-й годовщине пуска "Бурана" неоднократно прозвучало мнение о том, что появление в СССР многоразовой космической системы позволило предотвратить милитаризацию космоса, предусматривавшуюся американской программой "звездных войн". "Это событие готовила вся страна, – отметил на собрании генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота. – Его до сих пор никто не смог повторить. Те достижения и труд, которые были вложены в эту систему, воплощены в современной космической технике". Что касается военного аспекта системы, то, по его мнению, "Буран", по сути, сделал бесполезной программу "звездных войн". Виталий Лапота подчеркнул, что этот полет "продемонстрировал мощь советской инженерной школы". Глава РКК "Энергия" напомнил, что реализация проекта "Энергия-Буран" дала свыше 650 новых технологий, многие из которых используются в настоящее время. ".

Возглавлявший в то время Министерство общего машиностроения СССР Виталий Догужиев отметил, что "этот проект – самый значимый для нашей страны после королевской "семерки" и курчатовского атомного проекта". Он выразил оптимистичное мнение о том, что "мы вернемся к "Бурану", но на новом [технологическом] уровне", передает ИТАР-ТАСС.

Как напоминает РИА Новости, работа по программе "Энергия-Буран" началась в 1976 году. В создании этой системы принимали участие 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР. Ракета-носитель "Энергия" создавалась в Научно-промышленном объединении "Энергия", а на Министерство авиационной промышленности была возложена задача создания планера орбитального корабля "Буран". Для выполнения этой задачи на базе трех конструкторских бюро – КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод – было образовано специализированное предприятие – НПО "Молния", ставшее головным разработчиком планера "Бурана". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. НПО "Молния" возглавил опытнейший конструктор Глеб Лозино-Лозинский.

Работы по программе "Энергия-Буран" были приостановлены в 1990 году, а в 1993 году программа была окончательно закрыта. Единственный летавший в космос космический корабль многоразового использования "Буран" был разрушен в 2002 году рухнувшей крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.