Литва вместе с евро: и в горе, и в радости

Литва распрощалась с национальной валютой. Страна последней из прибалтийских республик официально вступила в еврозону, несмотря на протесты значительной части населения. Управлять экономическим развитием Литвы отныне будет Брюссель.

Литва распрощалась с национальной валютой. Страна последней из прибалтийских республик официально вступила в еврозону, несмотря на протесты значительной части населения. Управлять экономическим развитием Литвы отныне будет Брюссель.

Премьер Буткевичус отправляет национальную валюту в небытие. На церемонии – только политики: против введения евро вступила половина литовцев. Но власти всё решили и эту добровольную жертву назвали вступлением в клуб избранных. Не известно только, потянет ли Литва членские взносы.

Из литовских центов в честь перехода на евро выстроили башню — 831 килограмм. Символ литовской государственности превратился в мелочь, которая ничего не стоит. Ценники пока останутся в двух валютах, правда, у продавцов есть возможность округлить стоимость, и наверняка многие захотят это сделать в большую сторону. Так уже происходило в других странах. Литва — последняя из прибалтийских республик, вступающая в еврозону.

В Латвии, где приняли евро ровно год назад, сейчас подводят первые итоги. Политики, разумеется, довольны: балтийская республика теперь в надежной компании с такими стабильными странами как Германия или, например, Финляндия. Но экономисты чаще вспоминают про Португалию, Испанию или Грецию — те страны, чей опыт Прибалтике лучше бы не повторять.

Жаба, корова, пивная кружка, муравей — чего только не было на прежней латвийской валюте. Автор многих из этих монет — скульптор Янис Струпилис. Сейчас он работает и с евро, но скучает по старым добрым латам. Говорит, что та валюта больше выражала национальный характер.

"Лосось — это рыбные ресурсы, море наше, реки — корабли, порты, на два лата — корова, естественно, сельское хозяйство. Одна монета была в виде пуговицы, так она получила вообще звание оригинальнейшей монеты года", — рассказывает Янис Струпулис.

Безликий евро, безусловно, практичнее для обывателя. Те же латвийцы уже забыли об обменниках, путешествуя по Европе. Но если говорить о государстве, то оно теперь не может устанавливать собственный валютный курс, то есть регулировать и объемы импорта, и развитие собственного производства. Еврооптимист и сторонник евроинтеграции Игорь считает, что переход на евро Прибалтику приводит пока только к стагнации.

"Поначалу — первый год, второй год — все идет хорошо. Товары ввозят, внешнее благополучие растет, но потом начинается пузыревое развитие, и заканчивается это большим кризисом", — говорит депутат сейма Латвии Игорь Пименов.

Например, Греция уже пережила 6 лет рецессии, причем экономические проблемы во многом возникли именно после интеграции с европейской экономикой. Флагман еврозоны Германия спасать Грецию, то есть выдавать кредиты, больше не собирается. Михаэль Фукс, председатель фракции правящей ХДС в Бундестаге заявил, что Греция "перестала представлять важность для еврозоны".

"Идея не в том, что если вы позволите Греции покинуть Евросоюз, то и все остальные страны последуют заразительному примеру. К Греции будут относиться как к эксперименту, чтобы посмотреть, что происходит со страной, которая оставляет зону евро", — считает Фукс.

Ставить над целой страной эксперимент собрались после того, как в Греции назначили внеочередные парламентские выборы. Фаворит – оппозиционная партия СИРИЗА, лидеры обещают действовать самостоятельно и пересмотреть соглашения с международными кредиторами.

Самой еврозоне ситуация грозит если не катастрофой, то колоссальной нестабильностью. Но у маленьких новичков, вроде Литвы, пути назад нет, теперь вместе с евро — и в горе, и в радости.