К полномасштабному транспортному кризису в секторах воздушных и морских перевозок в Азии и других регионов может привести спад в мировой экономике.
Крупнейшие компании отрасли обсуждают сокращение рабочих мест и вывод части воздушных и морских судов из эксплуатации, поскольку объемы грузоперевозок снижаются в связи с ослаблением спроса, а стоимость фрахта опустилась до того уровня, когда ряд перевозчиков работают в убыток.
Клиринговая палата морских грузоперевозок Baltic Exchange провела в среду конференцию в Лондоне, одной из основной тем которой стало нарушение договоров как клиентами, так и операторами сухогрузных перевозок.
Кризис сухогрузных перевозок усугубляется сложной системой сделок, в ходе которых операторы фрахтуют сухогрузные суда у их владельцев, а затем передают их другим фрахтователям, рассчитывая зафиксировать прибыль. При этом владельцы судоходных компаний опасаются финансовой нестабильности своих контрагентов в этих длинных цепочках, что уже привело к приостановке ряда сделок за последние шесть недель и грозит в дальнейшем обострением проблем на этом рынке.
Участники встречи обсудили возможности создания центральной клиринговой палаты, которая смогла бы решить вопросы с ответственностью компаний, но к единому мнению они так и не пришли.
Одним из показателей серьезности положения отрасли стало заявление сингапурской Neptune Orient Lines Ltd. о сокращении 1 тысячи рабочих мест (9% персонала), выводе из эксплуатации своих судов и закрытии главного офиса в США. Этим меры должны помочь компании сэкономить 200 миллионов долларов в течение 2009 года - в противном случае ей грозит банкротство.
"Негативные условия на рынке являются беспрецедентными за всю историю нашей отрасли, - отметил глава Neptune Orient Рон Уиддоус, - то, что мы видим сейчас, выходит за рамки обычно циклического спада".
Наиболее резко сокращаются грузоперевозки в Азии и ввоз товаров в Азию, в том числе в связи с охлаждением спроса на сухогрузы (например, железную руду и уголь) в Китае, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на The Wall Street Journal.
Грузовые и пассажирские авиаперевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе страдают в результате замедления экономического роста и рецессии в Японии, Гонконге, Австралии.
Так, Air New Zealand сокращает 200 рабочих мест, в основном экипажи самолетов, осуществляющих перевозки на дальние расстояния.
Гонконгская авиакомпания Cathay Pacific Airways урежет бонусы, выплачиваемые сотрудникам по итогам года, в два раза.