Олег Дерипаска: пик кризиса придется на март

Генеральный директор компании "Русский алюминий" Олег Дерипаска, находящийся в составе российской делегации на саммите АТЭС в Перу, прокомментировал в интервью радиостанции "Вести FM" сложившуюся ситуацию в экономике страны в связи с финансовым кризисом, а также дал свой прогноз относительно сроков выхода из кризиса.

Генеральный директор компании "Русский алюминий" Олег Дерипаска, находящийся в составе российской делегации на саммите АТЭС в Перу, прокомментировал в интервью радиостанции "Вести FM" сложившуюся в связи с финансовым кризисом ситуацию в экономике страны, а также дал свой прогноз относительно сроков выхода из кризиса.

"Каждая отрасль будет по-своему реагировать. Я имею в виду, что будет ясен баланс спроса и предложения. Сейчас еще многие живут напрасными надеждами. Вместо того, чтобы сокращать неэффективные мощности, они пытаются держать их каким-то образом. Совпадает много факторов: отсутствие финансирования, отсутствие спроса. Уже окончательно за счет демпинга цены пробьют минимальный уровень, который любой может себе позволить", – уверен Олег Дерипаска.

По мнению Дерипаски, "для нашей страны есть уникальная возможность построить все то, что мы должны были построить за совершенно другие деньги, дать всем бездомным квартиру или дом, проложить дороги, тоннели, мосты, решить транспортные проблемы в той же Москве, получить любое оборудование – машины, механизмы – практически бесплатно от всех развитых стран".

"То же самое про черную металлургию. Просто там конкретные люди могли бы обидеться. Я, например, не понимаю: до сих пор не хотят сбросить цены на сортовой прокат. Чего они ждут? Чудес не будет, не будет этой цены, не будет этого "отскока". До тех пор, пока не сбросят цены, мы не запустим свои сборочные мощности, потому что потребитель от нас ждет новую цену. И на автобусы, на грузовики, и на "Газели", и на строительно-дорожную технику. Потому что бессмысленного спроса не будет. Если мы не дадим новые цены для нашего потребителя в марте, то бессмысленны все те потери, на которые идут сейчас наши рабочие", – уверен Олег Дерипаска.

Между тем, Олег Дерипаска отметил, что главное на сегодняшний день – это то, что если потери избежать не удастся, то нужно их минимизировать. "Минимизация – это значит те мощности, которые не должны быть загружены в сельском хозяйстве. Фермеры первые чувствуют это. Нет денег. Сейчас же они что сделают? Они сейчас зарежут всю эту скотину, которую купили. Соответственно, опять потеряем. Если сейчас не дать средним и мелким предприятиям деньги, то этой сферы услуг просто не будет. У людей арендованы помещения для ресторанов, парикмахерской… Для чего угодно. Он закрыл на ключ – он уже не откроет свое предприятие. То, что так долго создавалось восемью годами стабильности, может так же легко исчезнуть, если не обеспечат финансирование".

По мнению Олега Дерипаски, Россия быстрее других стран "отскочит от дна, которое будет где-нибудь в марте – апреле". "За счет того, что нашему населению еще есть куда покупать квартиры, машины, предметы не первой необходимости. Так как западный потребитель ничего не будет покупать следующие, наверное, 12 месяцев, если государство не создаст ему какие-нибудь условия. Как раньше говорили – "деньги разбрасывать с вертолета для обеспечения спроса". Поэтому сегодняшняя ситуация – это рынок перепроизводства", – считает Генеральный директор компании "Русский алюминий".

Олег Дерипаска считает, что мощности, которые имеют себестоимость гораздо выше, чем установившийся сегодняшний паритет, должны быть закрыты. "У нас есть гора материалов и биржевых товаров, которые продолжают выпускаться. Те же неэффективные мощности. Их закрыть невозможно сразу. До тех пор, пока мир не разгребет эту гору, фаза роста в секторе основных базовых отраслей не начнется. Эта гора отсутствия ликвидности ведет к ценовой конкуренции, то есть к демпингу", – подчеркнул он.

Между тем, отметил Олег Дерипаска, если закроется слишком много мощностей, то нефть может стоить и 35 долларов. "Но существует опасность, что мы через два года увидим нефть уже по 200 долларов, что будет не особенно способствовать долгосрочному и устойчивому росту. Государство должно сейчас среагировать, чтобы не допустить таких ценовых колебаний по основным товарным группам. Это касается и зерна. Фермеры из-за отсутствия оборотных средств начинают продавать зерно, грубо говоря, по два рубля, потому что топливная себестоимость, удобрения плюс какие-то минимальные расходы на зарплату – больше четырех рублей. Продавая сейчас, они просто гасят свои кредиты. Государство должно реагировать рентабельностью, потому что эти временные колебания разрушают долгосрочный потенциал производства. Если сейчас "задушить" фермеров, сельские хозяйства, не обеспечить посев, то следующий этап у нас будет, допустим, не 100 миллионов тонн зерна, а гораздо меньше. То же самое везде", – подчеркнул Олег Дерипаска.