Еженедельная программа Вести.net от 11 января 2015 года


фото: Global Look Press

Добро пожаловать в 2015 год, в том числе, и технологический. Сейчас мы находимся в Лас-Вегасе на выставке CES – первом шоу потребительской электроники в году хотя бы потому, что начинается оно 4 января.

Привет планета, добро пожаловать в 2015 год, в том числе, и технологический. Сейчас мы находимся в Лас-Вегасе на выставке CES — первом шоу потребительской электроники в году хотя бы потому, что начинается оно 4 января.

Начнем с грандов рынка потребительской электроники. Столь любимых публикой планшетов и телефонов фактически не показывали вовсе. Могучая кучка — а здесь и Samsung, и LG, и Sony, а также примкнувшие к ним Panasonic, Sharp и Phillips — большую часть усилий потратила на продвижение своих новых телевизоров.

Рычаги привлечения прошлых лет — 3D, Smart-TV и даже 4К — уже особенно не работают, поэтому все как один говорили о какой-то невероятной технологии улучшения изображения. Более всего отличилась на этом поприще компания Samsung, которая изобрела даже новое сокращение. Год назад телевизоры 4К для унификации свели в стандарт UHD – Ultra High Definition. Так вот: корейцы назвали свои телевизоры SUHD — супер-ультра-высокое разрешение. Кажется, это открывает дверцы в ад маркетологов: посмотрим, кто осмелится на MUHD — мега-ультру. Но на самом деле за всем этим рекламным новоязом прячется интересная и неожиданная борьба технологий, причем, совсем не телевизионных.

Дело в том, что теперь на телевизионном рынке идет еще и борьба операционных систем. Третий по величине производитель – Sony, несмотря на масштабы производства, так и не добившийся прибыльности ТВ-бизнеса, сделал ставку на Google. Внутри его Smart-TV теперь Android, точнее — Lollipop. Это означает быстрое развитие системы — ведь за нее отвечает самая большая софтверная команда мира. Ожидаются всякие примочки вроде голосового поиска и так называемого Google cast — возможности трансляции контента из облака или мобильных устройств на телевизор, а также разделение доходов от торговли видеоконтентом в магазине Smart-TV.

Почти все, что мы искали на выставке, находилось не в собственном магазине Sony, а в Google Play, включая печально известный фильм "Интервью", из-за которого Sony подверглась жестокой хакерской атаке. Вообще, глава Sony начал с этого свою пресс-конференцию на CES.

К стану Android TV также присоединились еще два небольших игрока — Sharp и Phillips. Четвертый по величине производитель телевизоров — Panasonic — сделал ставку на открытую операционку FirefoxOS: играясь с меню, трудно не заметить присутствие этой технологии — то тут, то там всплывает ярко-рыжая иконка свернувшейся лисы.

Компания LG — вторая по объемам производства телевизоров в мире — продолжает выбранную в прошлом году стратегию. Ей досталась по наследству операционка WebOS — наследник системы легендарного коммуникатора Palm, и в этом году корейцы представляют уже вторую версию телевизионной WebOS. Насколько я понимаю, все улучшения в ней сконцентрированы на скорости работы и времени отклика.

И еще одно: помимо телевизоров, LG показывали еще и акустические беспроводные системы для всего дома — до 100 колонок. Так вот, несмотря на свою операционку, эти системы поддерживают Google Cast — стриминг музыки из облака прямо в колонку.

Ну а самый большой производитель телевизоров мира – Samsung, помимо феерического термина SUHD, начал производить все свои Smart-TV на собственной системе Tizen. Она уже работает в некоторых "умных" часах Samsung, в фотоаппаратах, выход ее на рынок смартфонов и планшетов был отложен на неизвестный срок. Думаю, что не обошлось не без давления со стороны Google. И вот теперь Tizen приходит в телевидение и, судя по всему, планы на этот теле-Tizen грандиозные.

Проходит это все под названием Convergence – "Конвергенция". Фактически, компания, продав телевизор потребителю, получает в центре его дома довольно мощный компьютер на своей системе — и с очень большим экраном. К нему можно подключить все, что угодно. Пока это демонстрируется таким образом: во-первых, на примере взаимодействия с телефонами — смартфон легко сопрягается с телевизором, и можно отправлять видео контент как с маленького экрана на большой, так и наоборот — с телевизора на телефон. Это кажется решением споров в большой семье, а также "интертейнментом для туалетных комнат". Второе: вы можете выводить на экран телевизора бриф, то есть, сегодняшние встречи, погоду и так далее.

На другом стенде телевизор получал с телефона информацию о сне и фитнесс-активности владельца, а также предлагал поставить будильник в соответствии с расписанием на день. Кроме того, компьютер на Tizen в телевизоре может быть центром "умного" дома. Сценарий показывают такой: над входной дверью — камера, которая отдает сигнал на телевизор, замок на двери — тоже управляемый. Вам звонят, вы видите, кто пришел, и впускаете гостя прямо с пульта телевизора.

Очевидно, все это только начало, и подобные модули-расширения должны быть настраиваемыми. Хорошо, если Samsung откроет программный интерфейс API для сторонних разработчиков, потому что справится с огромной задачей построения "умного" дома в одиночку не под силу даже гигантам.

По чести говоря — я упустил один момент: LG все-таки показал телефон, вторую версию гнутого аппарата Flex. Зачем? Неведомо! Просто, чтобы не уступать Samsung, вероятно.

И был еще один важный, как мне кажется анонс Samsung: yе успели они выпустить шлем виртуальной реальности, как программы для него – 3D-контент — будут теперь доступны в стриминговом сервисе компании Milk. То есть, может быть VR-революция, которую ждали лет 15, наконец на пороге. И мы этого еще коснемся.

А сейчас — процессорное время, новости производителей чипов. nVidia вот запилила — иначе не скажу — чип с производительностью больше терафлопса, то есть, одного триллиона операций в секунду. Тысячу миллиардов операций!

Глава компании Джен-Сен Хуан заявил: "Это первый в мире мобильный процессор, который может обрабатывать видео 4K с частотой до 60 кадров в секунду. Ничего похожего в мире еще не создавали, это первый мобильный супер-чип Tegra X1.Он получил название "Х" потому что базируется на Maxwell.

Архитектура Maxwell используется в самых мощных графических процессорах nVidia для настольных систем. Новый чип содержит восемь центральных ядер и 256 графических ядер, он поддерживает 64-битные данные и обладает вычислительной мощностью больше 1 терафлопса.

Сразу возникает вопрос об энергозатратах. К примеру, около 15 лет назад суперкомпьютер с такой же мощностью был бы размером с небольшой коттедж и потреблял 0,5 мегаватта энергии. И еще столько же требовалось для его охлаждения. Для сравнения: Tegra X1 по размерам сопоставима с обычной почтовой маркой и потребляет при этом не больше 10 ватт. По крайней мере, так заявил по сцены глава nVidia. Проще говоря, по части физических габаритов и энергопотребления новый процессор сравним с предыдущим поколением Tegra K1, но при этом производительность увеличилась вдвое.

Стоит оговориться, что чип Tegra K1 был флагманом nVidia в прошлом году, однако при всех своих впечатляющих показателях он так и не снискал популярности у производителей смартфонов и планшетов. Вероятно, из-за того, что решение задержалось с выходом на рынок. Известно, что Tegra K1 используется лишь в nVidia Shield Tablet, HTC Nexus 9. Пожалуй, все. Получается, что nVidia почти потеряла свои позиции на мобильном рынке.

Вероятно, в компании учли свою неудачу с выходом предыдущего чипа, потому что новый процессор позиционируется теперь несколько иначе. Выступая на презентации, гендиректор Nvidia заявил, что Tegra X1 не собирается ограничиваться одним лишь рынком мобильных устройств — на базе этого чипа компания создала и показала два продвинутых автомобильных бортовых компьютера — Drive CX и Drive PX.

К примеру, с Nvidia Drive PX в бортовом компьютере возможно одновременное подключение до 12 камер, с помощью которых автомобиль может самостоятельно найти свободное место на стоянке и припарковаться по всем правилам. Генеральный директор Nvidia Джен-Сан Хуанг добавил, что разработанная обучаемая нейронная сеть способна распознавать и классифицировать различные объекты, в частности, умеет определять цвета светофора, кареты скорой помощи на дороге с включенными или отключенными сиренами, считывает информацию с дорожных знаков, а также замечает, отвлечены ли пешеходы или внимательно следят за дорожной ситуацией. В результате водитель будет предупрежден о приближающемся пешеходе, даже если тот находится в так называемой "слепой зоне".

По словам главы nVidia, платформы Drive на Tegra X1 будут доступны заинтересованным производителям уже в следующем квартале, а вот конечные коммерческие продукты на их базе появятся не ранее 2016 года.

В продолжение "процессорных" времен — выступление на CES компании Intel. Интересное, потому что больше всего говорили не о чипах как таковых. Считается, видимо, что с ними и так все в порядке.

Компания Intel привезла в Лас-Вегас большой анонс: сразу 15 новых процессоров, линейка Broadwell-U — Core пятого поколения. Не будем углубляться в технические детали, просто скажем, что все они созданы по 14-нанометровой технологии и оснащены поддержкой LTE. Прогресс с таким малым шагом — вещь революционная. Фактически такая технология есть только у Intel, а остальные все еще бьются над тем, чтобы перейти порог в 20 нанометров. Но характеристики нового – пятого — поколения процессоров не поражают. Чуть меньше потребление, чуть — иногда едва заметно — выше производительность по сравнению с прошлым поколением. Может быть, поэтому на главном докладе Intel на выставке гендиректор корпорации Брайан Кржанич не сказал ни слова о новой линейке процессоров.

Зато он уделил 90 процентов всего выступления вообще не процессорам, а новой стереокамере Realsense, чем, собственно, и обозначил главное направление компании на 2015 год, а может быть и дальше). На самом деле, Intel Real Sense — технология машинного 3D-видения — это микрокиннект. Ее показали на CES ровно год назад и планировали, что она пойдет в массы в том же 2014 году. Но на рынок она попала только в одном планшете Dell, о котором мы подробно рассказывали в одной из наших программ. Очевидно, сейчас интеловцы взялись за продвижение гораздо настойчивее — выступление Кржанича выглядело как мастер-класс по продажам: "Так, теперь мне надо посмотреть следующий шаг в моем рецепте на ноутбуке. Посмотрите на мои руки. Ну, вы понимаете, давайте используем Real Sense. Я могу прервать видео так. А вот и мой рецепт на экране, и мне надо прокрутить страницу с рецептом вниз — до конца".

Или вот еще одно применение Real Sense в области интернет-вещей: входная дверь в дом оборудована технологиями Intel Security и не подразумевает использование привычного ключа. Вместо него выступают смартфон и лицо владельца дома.

Технологии Real Sense Intel намерен активно использовать и в робототехнике — как для проведения телеконференций, так и в обычных дронах. Те, что появились на сцене, работают на базе Intel Edison, а трехмерное зрение Real Sense позволяет им ориентироваться самостоятельно, и проходить через довольно узкие коридоры, облетая препятствия.

"В прошлом году мы показали вам Edison, который произвел революцию в размерах и формах компьютеров. И мы сосредоточились на нем. Но как инженеры мы знали, как сделать его лучше, и знали, как сделать компьютер еще меньше. И я должен сказать вам: "Мы сделали это!" Мы сделали его таким маленьким, что он поместится в пуговице пиджака. Я хочу представить вам Curie", — сказал исполнительный директор корпорации Intel Брайан Кржанич.

Маленький компьютер получил название в честь Марии Склодовской-Кюри. Несмотря на свои размеры, Curie содержит в себе не только вычислительные мощности, но и нужный набор функций — вычислительный модуль, датчик движения, модуль Bluetooth с пониженным энергопотреблением и блок зарядки аккумулятора. Предполагается, что его можно будет использовать в носимых устройствах — браслетах, кулонах, очках.

Как бы мало ни поминали новую линейку процессоров, индустрия-то ее ждала. Судя по утечкам, Apple не выпускал новую версию MacBook Air как раз в ожидании чипа Broadwell. И теперь в Cети появились эскизы нового Air — посмотрите, каким он может быть.

Кстати, эффектное окончание доклада Кржанича в сюжет не вошло. Дело в том, что на прощание он сделал селфи с создателями микро-дрона Никси. Дрон этот носят на руке и выпускают только для того, чтоб он сделал селфи владельца.

В общем, у Intel было много чего, и все как-то запутанно. Поэтому наш коллега Филипп Трофимов воспользовался возможностью прояснить какие-то моменты с президентом Intel Рене Джеймс.

- У вас теперь полная линейка процессоров, созданных по 14-нанометровой технологии. Это потрясающе с технической точки зрения. Но производительность новых процессоров не настолько впечатляет. Почему? Есть фундаментальная проблема и дальнейшего движения по проторенному пути не будет? — 14 нанометров – это не предел, и мы уже работаем над более тонким техпроцессом. Что же до Broadwell, то показатели этих процессоров на самом деле очень хороши. Другой вопрос, что мы приняли решение сделать упор на энергоэффективность. Мы отказались от гигагерц в пользу экономичности, возможностей встроенной графики, безопасности и прочих задач, востребованность которых быстро растет.

- Год назад здесь же вы анонсировали Edison, платформу для Интернета вещей и носимой электроники размером с SD-карту. В этом году – Curie, компьютер, который еще меньше. Что, Edison оказался слишком громоздким? Или вы хотите сделать вообще нанокомпьютер?

- Мы считаем, что Edison восхитителен. Но мы поняли, что разработчикам нужно еще более универсальное решение, полноценный компьютер, который может быть встроен в любые носимые предметы и даже в одежду. То есть, мы пытаемся создать самое компактное программируемое устройство из возможных.

- Стоит ли нам ждать Goggle Glass от Intel и Oakley? Не зря же вы пригласили главу Oakley на сцену?

- То, что мы сегодня наблюдаем – это проникновение компьютеров в привычные вещи. Компании, такие как Oakley – это эффективность, это спорт, это технологии. В данном случае, в производстве очков. И мы видим стремление к интеграции вычислительных возможностей, онлайн-возможностей в продукты известных брендов. Это тот случай, когда очки создают не инженеры, если вы понимаете, что я имею в виду.

- Вы уже видели прототип от Oakley?

- Я? Нет. Это очень секретно все.

- Вы не видели, или это секрет?

- Это секрет.

- Понял. То есть, прототип существует?

- Мы сообщили, что сотрудничаем.

- Хорошо, я понял. Меняем тему. Вы очень активно поддерживаете движение мейкеров.

- Да

- Много ли из идей мейкеров добралось до реального производства?

- Мы анонсировали здесь Nixie — это победители нашего конкурса Make it Wearable. Фактически, это браслет с дроном и камерой. Вы бросаете его как бумеранг, он делает фото и возвращается к вам в руки. Очень впечатляет! И это продукт, который мы планируем выпустить на массовый рынок. Это будет первый такой опыт. Но мы планируем в этом году еще одно такое же соревнование. И на этот раз приз будет — полмиллиона долларов.

- И последний вопрос. Год назад был фантастически многообещающий анонс технологии Real Sense. Почему мы до сих пор не видим Real Sense в реальных продуктах?

- Ну, во-первых, во время keynote Брайан показал вполне реальный новый планшет от Dell с Real Sense-камерой, и мы увидим ее же в очень многих устройствах в этом году. Речь идет и о разных формфакторах, и о разном расположении 3D-камеры. Мы станем свидетелями не только выхода многочисленных продуктов, но и появления разнообразных сценариев использования объемной съемки.

Как ни странно, именно это 3D-видение для машин, Real Sense, стало главной темой нашего разговора и с компанией Acer. Она так же, как и Lenovo, стала пионером установки этой камеры в свою продукцию.

Директор Acer Mobility Джон Мидема сообщил: "Это V-Nitro с Real Sense-камерой от Intel. Эта трехмерная система установлена над монитором и позволяет управлять компьютером с помощью жестов либо просто развлекаться, например, отсканировать лицо и создать мини-аватар самого себя …. Полученное объемное изображение – это готовая часть трехмерной фигурки. Сейчас я сохраню образ – и вот я придал черты своего лица виртуальному сноубордисту".

А можно сделать и реальную скульптурную копию себя -- распечатать ее на 3D-принтере и поставить на стол. Кроме того, Real Sense – это жестовое управление в компьютерных играх и способ разукрасить онлайн-общение с друзьями. Именно такого рода программы будут предустановлены на этот ноутбук.

"Но это все маркетинговые фокусы. Если мы говорим о реальном бизнес-применении, то было бы интересно создать свою виртуальную копию, загрузить ее в онлайн-магазин и, покупая одежду, примерять ее на аватар, смотреть, как будет сидеть пиджак, сочетается ли цвет с цветом глаз, как оно выглядит со спины, подходят ли туфли и так далее". – продолжил Джон Мидема.

Впрочем, как раз с серьезными коммерческими программами от сторонних поставщиков в этой области пока не очень густо. Даже если говорить о Microsoft Kinect — родоначальнике идеи доступного 3D сканирования. А ведь еще есть Sony PlayStation I и проект Tango от Google.

"Все они похожи, но это не одно и то же. Достаточно посмотреть на способы создания дополненной реальности, способы взаимодействия с трехмерным пространством, различные формфакторы. Вот это ноутбук, есть еще планшеты, с фронтальной 3D-камерой. Различаются и сценарии использования – от образования до интерактивных игр. Все будет зависеть от разработчиков программных решений: мы предоставляем платформу, за ней должно последовать создание экосистемы", – отметил директор Acer Mobility.

Вспомните теперь VR от Samsung и сервис стриминга контента, подумайте об Oculus — похоже, все снова сходится на термине 3D, только уже нового уровня, не киношном. Потому что речь идет о создании цифровой копии окружающего, о первом шаге во всякие матрицы.

Снято было явно больше, чем помещается в одну программу, отчеты о CES продолжим в следующих выпусках, а сейчас фишка недели. Но перед "фишкой" вот вам намек – "умные" часы от Alcatel на какой-то своей системе. Говорят, что работают и с iPhone. Встретимся через неделю, а сейчас итоговая программа Вести.net прощается с вами. Планета, пока.