Аптеки сокращают ассортимент из-за кризиса

Мировой финансовый кризис может оставить россиян без дорогой зубной пасты, импортных презервативов и аптечной косметики. Темпы роста рынка парафармацевтической продукции, на долю которой приходится сейчас треть всех аптечных продаж, могут сократиться в 2009 году почти вдвое.

Мировой финансовый кризис может оставить россиян без дорогой зубной пасты, импортных презервативов и аптечной косметики. Темпы роста рынка парафармацевтической продукции, на долю которой приходится сейчас треть всех аптечных продаж, могут сократиться в 2009 году почти вдвое.

Основными пострадавшими от новой закупочной политики, которая в настоящий момент только формулируется, будут крупнейшие западные компании, давно обосновавшиеся на российском рынке и не скупившиеся на рекламу своих товаров, в том числе и телевизионную. "35% рынка нелекарственного ассортимента аптек в рублях приходится на долю марки Vichy. Она занимает ровно половину рынка всей аптечной косметики. На втором месте марка зубной пасты и средств ухода за полостью рта Lacalut. И на третьем всевозможные предметы медназначения -- градусники, тонометры, презервативы", - считает директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов.

"По нашим наблюдениям, в октябре все еще было нормально, никаких перебоев не намечалось, - отмечает он. - Но в ноябре трудности уже стали ощущаться. Дистрибьюторы и представители аптечных сетей стараются работать с менее рискованным ассортиментом, чем дорогая парафармацевтика, которая ждет своего покупателя в среднем в два раза дольше, чем лекарства и средства ухода от компаний, работающих в сегменте массмаркета".

Член комитета Торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения Андрей Младенцев отмечает, что рядовые покупатели уже реже покупают дорогие сопутствующие товары в аптеках, и сети начинают меньше закупать такую продукцию у дистрибьюторов. До производителей эта волна отказов пока не докатилась благодаря наличию достаточного количества складских запасов.

"В январе, когда эти факторы перестанут действовать, стоит ожидать, что продажи в этом сегменте сократятся минимум на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - считает Младенцев. Момент истины наступит чуть позже -- в апреле, когда компании подведут итоги первого квартала и поймут, что "многих из них уже фактически нет".

Но тотального исчезновения дорогой косметики все же не предвидится. В отличие от лекарственных средств на этот товар торговая наценка не лимитирована. Дистрибьюторы и аптеки всегда могут перестраховываться, подняв цену дополнительно на 10--15%.

Но все же выбор будет сделан не в пользу дорогих товаров далеко не первой необходимости, считают маркетологи DSM Group. По их прогнозам, в 2009 году рынок парафармацевтики существенно затормозится в своем развитии. Если в 2008 году этот сегмент фармрынка превысит 100 миллиардов рублей, то есть вырастет по сравнению с 2007 годом на 32%, то темп роста в 2009-м будет на уровне 15%. В долларовом исчислении емкость рынка нелекарственной аптечной продукции даже снизится с 4,2 до 4 миллиардов долларов, пишет газета "Время Новостей".