Елена Образцова: я была очень жадная до музыки

В фойе Михайловского театра портрет Елены Образцовой в траурной рамке появился даже раньше, чем в Большом театре. Михайловскому примадонна посвятила два года – как художественный руководитель оперной труппы. А ей теперь посвятят главную премьеру года – "Кармен".

В фойе Михайловского театра портрет Елены Образцовой в траурной рамке появился даже раньше, чем в Большом театре. Михайловскому примадонна посвятила два года – как художественный руководитель оперной труппы. А ей теперь посвятят главную премьеру года – "Кармен".

"Она очень тепло относилась к певцам. Она любила их. И она является открывателем очень многих имен, которые сейчас блистают на многих подмостках", — вспоминает гендиректор Михайловского Владимир Кехман.

Елена Васильевна родилась в Ленинграде. Пережила блокаду. Часто говорила, что день снятия осады для нее — самый важный праздник. "Здесь погибли мои бабушка и дедушка, здесь мы голодали, здесь мы видели трупы, ощутили чувство голода, которое осталось на всю жизнь", — говорила она.

На выпускном экзамене в Ленинградской консерватории получила пять с плюсом – такую оценку до нее не ставили 40 лет. Но дебют состоялся в Москве. В 1963, еще третьекурсницей, на сцене Большого театра спела Марину Мнишек из оперы "Борис Годунов". Этой партией спустя 12 лет Образцова свела с ума американскую публику. Слушатели — небывалый случай — потребовали остановить спектакль и повторить арию на бис.

"Она не только пела на сцене Большого театра и составляла его славу – и это сегодня она из лучших страниц театра – она пела на крупнейших оперных сценах мира. И всегда это был фантастический успех!", — говорит об Образцовой генеральный директор Большого Владимир Урин.

Через несколько месяцев после тех гастролей Большого театра в США Елена Образцова стала приглашенной звездой нью-йоркской "Метрополитен-Оперы". Ее уникальное меццо, голос диапазоном в две с половиной октавы, покорило миланский "Ла Скала", лондонский "Ковент Гарден" и Венскую Оперу. 86 классических партий. Непревзойденная Кармен. Умная, обольстительная, коварная. Вспоминая Елену Васильевну, певица Маквала Касрашвили едва сдерживает слезы: они были неразлучными подругами почти полвека. "О ней говорят, что она была лучшая Кармен. Можно даже сказать, что она была лучшая во всех ее партиях, потому что рядом равных не было!", — уверена она.

А ведь в ее репертуаре были еще романсы и русские народные песни. Ошарашив пожилых поклонников, Образцова исполняла джаз с Денисом Мацуевым.

"О ее чувстве юмора ходят легенды, — вспоминает пианист, — потому что когда мы созванивались, встречались, это всегда был новый анекдот от нее. Это был образцовский анекдот, она их, наверное, и сочиняла сама. По-хорошему с такими крепкими словами – но из ее уст это была как оперная ария".

Не только неслыханный голос – талант драматической актрисы, которым восхищался сам Франко Дзефирелли. Елена Образцова сыграла в его фильме "Сельская честь". А спектакль Романа Виктюка" Реквием по Радамесу", как говорит сам режиссер, теперь будет "Реквиемом по Образцовой".

"Она перед уходом из больницы в Германии мне позвонила. Говорит, жди сейчас СМС. И она написала: "Мне конец…", — рассказывает режиссер о последних минутах дивы.

Роскошная красавица с царственной улыбкой, чуть ли не единственная в 25 лет смогла с легкостью перевоплотиться в старуху из "Пиковой дамы". Да так, что, вспоминала со смехом, не узнала родная мать.

Именно в этой партии – графини – Елена Васильевна вышла на сцену в свой последний раз. На "оперном балу" в Большом театре. 28 октября прошлого года.

Ее меццо звучало безупречно. А ведь до этого она не пела полгода – из-за перенесенного воспаления легких. Но зрители ничего не заметили.

"Всегда была на грани – на грани, на грани веселья, на грани сексуальности, которая буквально фонтанировала из нее до самых последний дней!", — вспоминает народный артист России Дмитрий Хворостовский.

Елена Образцова не боялась рисковать и идти на авантюры, с радостью бралась за новое дело. В родном Петербурге она открыла Культурный центр, провела пять международных конкурсов молодых солистов. Следила за карьерой своих подопечных, ни о ком не забывала. Поддерживала и талантливых художников, была щедрым меценатом.

"Если бы Господь дал мне еще раз прожить жизнь, то я бы хотела, чтобы он дал мне голос сопрано. Тогда бы я с восторгом спела "Тоску", "Травиату", "Манон Леско". Я была очень жадная до музыки!", — говорила о себе примадонна. Она отнюдь не намерена была расставаться со сценой. Готовилась выступить в феврале в Малом зале Консерватории, но судьба распорядилась иначе. Прощание с Еленой Образцовой будет проходить на той самой сцене, которой она посвятила полвека, — в Большом театре 14 января. Весь день. Отпевание состоится на следующее утро в Храме Христа Спасителя. Похоронят всенародно любимую певицу на Новодевичьем кладбище.