Должников услышали: валютная ипотека может стать рублевой

Валютная ипотека в скором времени должна превратиться в рублевую. Соответствующий законопроект уже разработан. 16 января он внесен в Госдуму. Центробанк тоже занят решением проблемы людей, выплаты которых из-за скачков валюты резко увеличились.

Валютная ипотека в скором времени должна превратиться в рублевую. Соответствующий законопроект уже разработан. 16 января он внесен в Госдуму. Центробанк тоже занят решением проблемы людей, выплаты которых из-за скачков валюты резко увеличились. Главные вопросы: по какому курсу менять и что предложить банкам, чтобы они согласились пойти на уступки заемщикам.

Банки пересчитают долг по валютной ипотеке в рубли без учета нынешнего выросшего курса доллара. А государство компенсирует потери кредитным организациям. Это смысл законопроекта, который уже внесен в Госдуму.

"Он предусматривает конвертацию по курсу на дату выдачи кредита плюс ставка 12,2 процента — это среднегодовая ставка по рублям за прошлый год, а также мораторий на штрафные санкции и изъятие недвижимости. Если человек обращается за реструктуризацией, если наш законопроект будет принят, то банк будет обязан конвертировать сумму его долга в рубли по курсу на дату выдачи кредита. Люди уже переплатили порядка на 25-30% больше, чем по аналогичным рублевым кредитам", — поясняет депутат Госдумы России от фракции "Справедливая Россия" Андрей Крутков.

Из бюджета потребуется 20 миллиардов рублей, но для этих целей деньги обязательно найдутся, считают авторы документа.

Долларовая ипотека была распространена в середине нулевых. Банки процент устанавливали ниже. Сейчас таких кредитов уже немного, но людям от этого не легче. Платежи выросли в два-три раза и стали неподъемными.

Например, для Анжелы Остапович. Вместе с мужем она купила квартиру на севере Москвы 9 лет назад. Обычная пятиэтажка. Тридцать квадратных метров на семью, где четверо детей. Платить осталось еще 17 лет, но как — непонятно: вместо 32 тысяч рублей теперь платеж — почти 74!

Сейчас семья уже не может платить столько, сколько нужно. Растет штраф. Банк уже предложил выход, но условия драконовские.

"Рефинансирование в рубли по текущему курсу Центробанка. Это значит, что наш остаток всей ссудной задолженности — 107 тысяч 800 долларов — мы должны будем пересчитать по 65 рублей за доллар. Зафиксировать эту сумму, взять новый кредит в рублях на эту сумму под 17 процентов годовых. То есть предложение в принципе неприемлемо для нас, поскольку оно не снижает нагрузку на нашу семью, оно ее бы увеличило. На 60-70 процентов вырос бы наш ежемесячный платеж в рублях", — поясняет Анжела Остапович.

Не лучше ситуация и у Марины Трибой, тоже многодетной мамы. О завершении ремонта уже и речи нет — не остаться бы на улице.

"Сейчас ситуация такая, что платежи уже по 130 тысяч. Они просто в два с половиной раза превышают мою зарплату, — констатирует Марина Трибой из Подмосковья. — Переговоры идут уже месяца три. Третий месяц — просроченный платеж. И к консенсусу не приходим. В банке на своем стоят: надо чтобы вы всю сумму платежа выплатили. В противном случае квартира пойдет на торги".

Должники создали всероссийское движение валютных заемщиков. И их услышали.

В Думе появилась рабочая группа, объединившая депутатов, представителей Центробанка, Минфина и тех банков, у кого больше всего таких должников. Если предложенный законопроект примут, предполагается, что на пересчет дадут 30 дней. И никаких дополнительных взысканий!

Центробанк, видимо, сформулирует свои рекомендации — на какой курс рубля ориентироваться при конвертации кредита.

"Многие банки в принципе готовы рассматривать адекватно предложения заемщиков по реструктуризации и искать взаимоприемлемые возможности. Сейчас мы рассматриваем вопрос, чтобы дать банкам рекомендации по осуществлению этой реструктуризации. О курсе валюты, по которому должна проходить реструктуризация, мы сейчас думаем", — поясняет и.о. директора департамента банковского регулирования Банка России Александр Жданов.

На Охотном ряду предлагают не затягивать с поправками и замечаниями. Такая спешка оправданна: почти четверть валютных заемщиков уже на грани потери жилья.