Президент Египта сделал шокирующее заявление об исламе

После нападения на редакцию Charlie Hebdo по всему миру проходят антиисламские и происламские митинги. 10 журналистов убили за карикатуры на пророка Мухаммеда. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси поразил богословов своим мнением по поводу последних событий.

После нападения на редакцию Charlie Hebdo по всему миру проходят антиисламские и происламские митинги. 10 журналистов убили за карикатуры на пророка Мухаммеда. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси поразил богословов своим мнением по поводу последних событий.

Военные с золотыми орлами на погонах, имамы, муфтии, богословы в бурых гелабиях и белоснежных чалмах с алым подбоем — знак принадлежности к особой касте вершителей судеб, интерпретаторов и толкователей наследия Пророка, — ученые, богословы университета Аль-Азхар собрались, чтобы выслушать раиса Сиси.

"Совершенно невообразимо, чтобы мысли, которые мы считаем самыми святыми для всемирной мусульманской общины, превратились в источник озабоченности, опасности, убийств и разрушений по всему миру", — заявил Абдель Фаттах ас-Сиси, президент Египта.

В зале — тишина. Слова светского лидера далеки от обычного, дежурного набора фраз, которые богословы привыкли слышать от князей мира, тем более в университете, открытом еще в династию Фатимидов и с тех пор не закрывавшемся.

С Х века, то есть практически тысячелетие, университет Аль-Азхар — древнейший в мире, он готовит богословов и проповедников для всего мусульманского мира. Здесь учатся студенты из ста стран, а значит, все, что говорится и думается здесь, становится мейнстримом современного мусульманства.

В день выступления президента Сиси проректор Аль-Азхар, доктор богословия Аббас Шоман сидел, как и положено ему по чину, в первом ряду. В тот день при попытке арестовать исламистов в Бельгии погибли полицейские. В это время несколько тысяч афганских талибов славили на митинге братьев Куаши, палестинские радикалы сожгли флаг Французской Республики на Храмовой горе, а джихадисты в Газе расписали стены французского культурного центра лозунгами "Катитесь в ад, французские журналисты! Что угодно, только не Пророк!"

"Раис обратился к религиозным деятелям Аль-Азхар, предлагая сдерживать реакцию на случившееся, не допустить, чтобы этим воспользовались группы экстремистов в Египте и за его пределами. Аль-Азхар вместе с правительством будет призывать мир к исламской толерантности", — отметил Абас Шоман, проректор университета.

Доктор Абас Шоман формально комментирует лишь те эпизоды выступления президента, с которыми внутренне согласен, оставляя за скобками прочее, то, к чему большая часть богословов оказалась не готова.

"Образ мышления, набор текстов и идей, которые стали для нас сакральными, священными настолько, что любое отклонение от них становится практически невозможным. Этим самым мы восстанавливаем против себя остальной мир. Я это говорил и продолжаю говорить. Нам необходима религиозная революция. Весь мир ждет дальнейших действий, потому что умма разорвана, она потеряла саму себя, и виноваты в этом только мы", — заявил Сиси.

Не впервые в мире ислама мотором религиозных преобразования становится или пытается стать не имам, но халиф, если религия для светского властителя не только декорация, традиционно поддерживающая власть. Сиси совершил неожиданный, радикальный, можно сказать, революционный шаг. Он посоветовал богословам Аль-Азхара не просто обновить фасад или поработать над имиджем ислама, он посоветовал знатокам Корана изменить суть, выдавить радикалов и террористов за пределы исламского мира.

Над городом тысячи минаретов звучит полуденных хор муэдзинов, верных собирают на намаз. Это не только молитва, не только отработанный до автоматизма обряд — это еще звучащая проповедь, заменяющая большинству египтян и выпуск новостей, и политинформацию.

Мечеть Хусейна — одна из самых почитаемых и посещаемых в Старом городе Каира. Сюда на пятничную молитву приходят несколько тысяч верных. И для прихожан важно, конечно же, не то, что говорят уважаемые профессора и богословы Аль-Азхар, а то, что говорит проповедник с кафедры именно здесь, в стране 70 миллионов мусульман, где исламисты еще полтора года назад контролировали и парламент, и президентское кресло, где на Синае действуют боевики ИГИЛ (запрещена в РФ)и "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы", а низложенный и судимый президент Мурси не упускает возможности призвать сторонников к массовым акциям протеста.

Имам и в столице, и в Нубийской пустыне становится политическим пропагандистом, и власть не в состоянии поставить у каждого михраба агента Мухабарат, тем паче что куда более радикальные, чем "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е", салафиты, чей взгляд так травмирует языческие сфинксы и пирамиды, сохранили и организацию, и свободу, и возможность влиять на умы.

"Возносящий хулу на святыни, глумящийся над Пророком убивает свою душу, и лучше ему погибнуть, чем быть сосудом нечистоты и греха", — считает активист салафитской партии "Ан-Нур" Тарек Фатхалла.

Но поверивший в свое время лозунгу "Ислам — это решение", а потом всего лишь за год переболевший радикальным исламизмом Египет на этот раз не вышел расписывать стены западных посольств или сжигать флаги ЕС. И не потому, что карикатуры Charlie Hebdo оставили мусульман равнодушными, а потому что они увидели в этом игру в пользу радикалов.

"Они должны понять, что этим они оскорбляют простого человека труда, не вмешивающегося в их жизнь. Мы стерпим и насмешки, и оскорбления, но те, кто публикует эти рисунки, должны понять, что они помогают террористам из ИГИЛ и "Аль-Каиды" чувствовать себя героями и борцами за справедливость и веру", — уверены мусульмане Египта.

О Charlie Hebdo и братьях Куаши спорят на улицах. Авторов карикатур обличают в мечетях. И в исламском мире Египта это, похоже, консенсус, с трудом воспринимающий революционные идеи своего президента.

"То, что сделали журналисты во Франции, льет воду на мельницу тех, кто хочет возбудить ненависть к исламу, увеличивает пропасть между людьми. Весь мир, с одной стороны, поддержал журнал и журналистов, а с другой, — считает, что пора прекращать глумление над святынями и святыми", — отметил Абас Шоман.

Для египтянина, ливийца, йеменца или иракца Франция — лишь периферия духовной жизни. Их мир, Ближний Восток, грозит погрузиться в хаос войны, где новоявленные халифы и эмиры истребляют друг друга под зелеными знаменами Пророка и черными стягами джихада. Для этого им не нужен повод в виде бестактной карикатуры в европейском журнале, но, получив его, они его уже не упустят.