ЕС-Россия: не кнутом, так пряником


фото EPA

ЕС, отгородившись санкциями от России, начинает искать пути сближения. Прагматичный подход в очередной раз берет верх, и европейцы опять обнаружили выгоду от экономических контактов с Россией.

ЕС, отгородившись санкциями от России, начинает искать пути сближения. Прагматичный подход в очередной раз берет верх, и европейцы опять обнаружили выгоду от экономических контактов с Россией.

Главы МИД 28 стран Евросоюза задали себе непростую задачу – как сблизиться с Россией и при этом делать вид, что испытывают удовлетворение от санкций. Сложность заключается еще и в том, что внешне, процесс сближения с Россией должен не только выражать идею экономической целесообразности для Европы, но и каким-то образом ложиться в канву "принуждения Москвы к изменению ее внешней политики".

Выступая несколько дней назад перед журналистами, российский министр иностранных дел Сергей Лавров дал понять, что Россия не намерена участвовать в процессе обсуждения условий снятия санкций. «Кто их ввел, тот пусть и отменяет», — подчеркнул Лавров. Российский министр, видимо, был услышан и теперь его европейские коллеги обсуждают изменение санкционной тактики в своём узком кругу.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини подготовила к заседанию четырехстраничный доклад. Одна из его ключевых идей — это поиск путей сближения со вступившим в силу Евразийским экономическим союзом РФ, Белоруссии, Казахстана и Армении (ЕАЭС). Представители крупнейших экономик Европы, Германии, Франции, Италии, Испании и Австрии уже высказались за установление взаимовыгодных отношений между двумя союзами.

На политическом поле еще интереснее. Европейцам предлагается пойти по пути, больше привычному для азиатских форм дипломатии, то есть, "если проблему нельзя решить сейчас, то надо сделать вид, что ее не существует и сотрудничать в других сферах". Так, Могерини предлагает коллегам возобновить работу с Россией по долгосрочным энергетическим проектам, по решению визовых вопросов, в сфере защиты окружающей среды и многих других.

Все возможные шаги в сторону России конечно, в конце концов, привязываются к положению дел на юго-востоке Украины и к оценке Брюсселем того, как Москва выполняют Минские договоренности. Впрочем, и тут европейцы оставляют себе дипломатическую лазейку. Ведь эту оценку они дают сами и если завтра они найдут в себе смелость признать мирный характер усилий России по установлению мира в Донбассе, то это откроет путь для отмены части санкций.