Учёные изучили генетику устойчивой к лекарствам малярии

Малярийные паразиты, развившие устойчивость к артемизинину

Малярийные паразиты, развившие устойчивость к артемизинину
(иллюстрация Science Photo Library).

Комар √ переносчик малярийных паразитов-плазмодиев

Комар √ переносчик малярийных паразитов-плазмодиев
(иллюстрация Science Photo Library).

Малярийные паразиты, развившие устойчивость к артемизинину
Комар √ переносчик малярийных паразитов-плазмодиев
Малярийные паразиты Юго-Восточной Азии выработали резистентность к существующим препаратам, усиливается опасность их распространения. Исследователи выявили мутации в геноме паразита, лежащие в основе устойчивости малярии к главному препарату артемизинину.

В Юго-Восточной Азии малярийные паразиты выработали устойчивость к лечению, и существуют опасения, что они будут распространяться. Теперь, благодаря крупнейшему на сегодняшний день генетическому исследованию, учёные выявили мутации в геноме паразита, которые связаны с резистентностью к лечению главным противомалярийным препаратом артемизинином.

Исследователи считают, что полученные результаты помогут им определить области, в которых резистентные паразиты могут увеличить охват заражения.

"Артемизинин долгое время являлся лучшим лекарством, которое у нас было, и нам бы хотелось продолжить эту историю успеха, – рассказывает ведущий автор исследования доктор Оливо Миотто (Olivo Miotto). – Но для этого эффективность необходимо поддерживать".

Когда первый противомалярийный препарат (хлорохин) был разработан, исследователи были уверены, что болезнь удастся ликвидировать в течение года. Но возбудитель малярии оказался намного более сложным, чем полагалось: препарат быстро стал почти бесполезным, так как паразит приобрёл к нему устойчивость. Причём паразиты впервые продемонстрировали резистентность к препарату на границе Камбоджи и Таиланда, а затем уже распространились по всей Азии и Африке.

Теперь нечто подобное происходит уже относительно другого препарата – артемизинина. Случаи устойчивости были зафиксированы в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме и Мьянме.

Чтобы выявить мутации в генах малярийного паразита, связанные с резистентностью, международная команда учёных проанализировала 1612 образцов из 15 локаций в Азии и Африке. Оказалось, устойчивость напрямую зависит от мутации в гене под названием kelch13. Однако помимо этого было обнаружено ещё четыре мутации, которые действуют "в комплекте" с мутацией kelch13.

Комар √ переносчик малярийных паразитов-плазмодиев
(иллюстрация Science Photo Library).

Исследователи отмечают, что они ещё не в полной мере поняли этот механизм и пока не знают, связан ли он с одной областью Азии или нет. Однако отслеживание паразитов с генетическими изменениями помогут выявить регионы, где резистентность может получить распространение.

"При любых попытках ликвидировать малярию ресурсы крайне ограничены, – говорит один из авторов исследования профессор Доминик Квятковский (Dominic Kwiatkowski). – Приходится решать, куда направить все ресурсы и возможности и где ваши действия станут наиболее полезными".

Учёные опасаются, что резистентность может в конечном счёте распространиться к югу от Сахары, если её вовремя не остановить. По данным ВОЗ, в этом регионе количество смертей от малярии с 2000 года увеличилась примерно вдвое. В 2013 году от малярии погибло почти 600 тысяч человек по всему миру, большинство из них были африканскими детьми.

В настоящее время разрабатывается более 20 различных противомалярийных вакцин, но не одна на настоящий момент не лицензирована для использования. При этом последнее исследование специалистов из Мичиганского университета показало: комбинация вакцин и противомоскитных сеток может только усугубить ситуацию и привести к повышенной заболеваемости и смертности среди взрослых людей.

Научная статья о генетике резистентности была опубликована в издании Nature Genetics.