"Нормандская четверка": итог встречи в Берлине дает надежду


фото: Global Look Press

В Берлине завершилась встреча министров в "формате Нормандии". Как отметил глава МИД России Сергей Лавров, самой главной договоренностью этого совещания стало соглашение о задаче отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения.

В Берлине завершилась встреча министров в "формате Нормандии". Как отметил глава МИД России Сергей Лавров, самой главной договоренностью этого совещания стало соглашение о задаче отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Таким образом, в разрешении кризиса на востоке Украины появился прогресс.

Когда после трехчасовых закрытых переговоров с коллегами из Германии, Франции и Украины Сергей Лавров вышел к журналистам, он сказал то, чего не смог сказать после первых консультаций в "нормандском формате" в начале прошлой недели: "Считаю встречу весьма полезной".

"Самое главное решение, которое сегодня было принято, оно отражено в совместном заявлении, одобренном по итогам этой встречи — это мощная поддержка задачи срочного отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения, которая зафиксирована в Минских договоренностях, в частности, в Минском меморандуме от 19 сентября прошлого года. Это ровно то, что предложил президент Путин в своем послании президенту Порошенко от 15 января этого года. И мы надеемся, что поддержка этой инициативы со стороны министров иностранных дел "нормандского формата" позволит ее реализовать. Напомню, что ополченцы из ДНР и ЛНР уже поддержали график отвода тяжелых вооружений в соответствии с инициативой президента России, и мы надеемся и сегодня об этом вновь сказали, что украинское руководство поступит таким же образом", — подчеркнул министр.

Договоренность об отводе тяжелой техники от линии соприкосновения, установленной Минским протоколом, глава МИД Германии Штайнмайер еще перед началом встречи называл ее главной целью. Однако, по мнению Лаврова, на этот раз в Берлине удалось добиться даже большего — согласован механизм прямых контактов Киева с ополченцами Юго-Востока.

"Была принята рекомендация о том, чтобы Контактная группа в составе представителей киевской власти, ополченцев, России и ОБСЕ активизировала свою работу и в целях полного выполнения Минских договоренностей сформировала необходимое количество рабочих подгрупп. Я считаю это решение весьма существенным, потому что это институализирует формат Контактной группы, в котором ополченцы напрямую общаются с киевскими властями. Мы неоднократно подчеркивали, что именно прямой диалог, укрепление прямого диалога между Киевом и представителями провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик является ключом к урегулированию глубокого украинского кризиса", — заявил Сергей Лавров.

Вопросы, связанные с режимом санкций, на встрече не поднимались. "Пусть это заботит тех, кто санкции вводил и теперь не знает, как из них выбраться", — заметил Лавров. Конкретно польскому министру иностранных дел Гжегошу Схетине теперь придется выбираться из глупого положения. Накануне, в преддверии 70-летия освобождения Освенцима, он заявил, что ворота концлагеря перед его узниками открыли украинцы, основывая это умозаключение на том, что фронт был Первым украинским. Глава российской дипломатии подчеркнул: "Заявление польского министра о том, что Освенцим освобождали украинцы, я не могу даже комментировать. Освенцим освобождала Красная Армия, там были русские, украинцы, чеченцы, грузины, татары. И пытаться играть на каких-то националистических чувствах в этой ситуации абсолютно кощунственно и цинично". Но это так — в качестве краткого отступление от основной темы.

Сергей Лавров пообещал, что контакты в "нормандском формате" будут продолжены, и при положительной динамике не только на уровне министров иностранных дел. В случае, если договоренности о прекращении огня и отводе тяжелой техники будут реализованы, дипломаты готовы вернуться к вопросам, связанным с подготовкой саммита лидеров стран "нормандской четверки" в Астане.