Грядут перемены. Гендиректор ТАСС Сергей Михайлов о новой стратегии агентства


Фото ТАСС.

В конце минувшей недели СМИ бурно обсуждали новость о том, что крупнейшее и старейшее в России информагентство — ТАСС – планирует сократить почти четверть сотрудников. Вести.Ru попросили разъяснить ситуацию генерального директора ТАСС (ранее ИТАР-ТАСС) Сергея Михайлова.

В конце минувшей недели СМИ бурно обсуждали новость о том, что крупнейшее и старейшее в России информагентство — ТАСС – планирует сократить почти четверть сотрудников. В качестве одной из причин называлось резкое сокращение государственного финансирования – почти на треть. В качестве второй причины – необходимость оптимизировать работу структуры, прежде всего, в условиях стремительно меняющегося медиапространства и, как следствие, нового подхода к подаче новостей. Вести.Ru попросили разъяснить ситуацию генерального директора ТАСС (ранее ИТАР-ТАСС) Сергея Михайлова.

- Сергей Владимирович, ожидаемо ли было для Вас столь резкое сокращение финансирования? Действительно ли именно по этой причине будет достаточно существенное сокращение штата ТАСС? Действительно ли речь идет о почти четверти сотрудников и скольких человек в целом это коснется? Пойдут ли "под нож" корпункты, которые есть у ТАСС практически по всему миру?

- Перед тем, как ответить на эти вопросы, необходим небольшой экскурс в историю. Начиная с 1990-х годов, ТАСС финансировался фактически по остаточному принципу, поэтому здесь не развивались никакие новые процессы, здесь работали сотни людей в возрасте за 70 лет. При том, что это – крупнейшее агентство новостей! Это законсервированное состояние просуществовало два десятка лет. В итоге ТАСС отстал как минимум на 20 лет от лидеров российского рынка информации и на 40-50 лет — от мировых лидеров этого бизнеса. Можно сказать, что слабое финансирование стало хроническим заболеванием агентства.

Начиная с 2012 года, государством были сделаны необходимые шаги по повышению ассигнований на развитие ТАСС. Это, конечно, позволило нам реализовать ряд проектов, о которых я расскажу дальше. Но не решало вопроса коренной модернизации и развития.

Поэтому сложное финансовое положение агентства, необходимость повышения внутренней производственной и экономической эффективности требовало от нас скорейших действий.

Посудите сами: сегодня мы вынуждены тратить на фонд оплаты труда более 80% бюджета ТАСС. Для агентства эта критическая ситуация. В результате мы приняли решение о сокращении 25% штата агентства. Сокращения коснутся всех подразделений: управленческих, творческих, технических и других. Несмотря на то, что все 68 корреспондентских пункта за рубежом будут сохранены, количество работающих в них будет уменьшено.

Очень важно отметить, что процесс постепенного высвобождения сотрудников в течение нескольких лет был запланирован Стратегией развития агентства. Необходимые сокращения были проведены в прошлом году, в основном это коснулось людей пенсионного возраста и бэк-офиса. Финансовый кризис, который мы наблюдаем сегодня, стал катализатором для значительного ускорения этого процесса.

Сейчас нам важно провести процесс оптимизации штата максимально безболезненно, как для сотрудников, так и для наших клиентов. Для сотрудников у нас разработаны специальные программы, которые позволят им, уходя из агентства, получить значительные выплаты. Разумеется, этот процесс будет организован с полным соблюдением требований Трудового кодекса.

Уверен, что клиенты практически не почувствуют наших внутренних изменений. Новости как выходили, так и будут выходить, и мы рассчитываем значительно улучшить их качество.

- Вы возглавили ТАСС в сентябре 2012 года. Вы пришли с уже готовой программой реформирования агентства или пришлось разрабатывать ее " с колес"? Что удалось за это время сделать? Что не удалось (если это так) и почему?

- Стратегия развития агентства разрабатывалась параллельно с текущей деятельностью. Наша команда, принимая то или иное решение, исходила из задач сегодняшнего дня, но постоянно учитывались и перспективы развития на будущее.

За эти два года удалось выстроить нормальный управленческий процесс, потому что в ТАСС, например, отсутствовала адекватная система годового бюджетирования, внедрили проектное управление, приняли ряд программ по ускоренной модернизации и развитию.

Полностью был перестроен интернет-портал, что позволило нам в несколько раз нарастить аудиторию и уверенно войти в десятку лидеров новостного Рунета.

Была создана служба экономических новостей, мы укрепили основные информационные службы, активно развивали систему мониторинга. И, как следствие, цитируемость агентства возросла в несколько раз. Мы приступили к оцифровке огромного архива фотографий, вырос объем присутствия контента ТАСС на рынке фотографий.

За два года выросла региональная корреспондентская сеть в России, а в Екатеринбурге и Новосибирске были открыта полноценные представительства ТАСС с пресс-центрами. Пресс-центр агентства в Москве постепенно превращается в очень востребованную площадку, на которой в день в среднем проводится не менее трех мероприятий.

В 2014 году продукты и услуги ТАСС пользовались уверенным спросом. Было подписано ряд новых контрактов, в том числе с "Блумбергом", ""Би-Би-Си", "Фигаро". Расширено сотрудничество с газетами "Коммерсант", "Ведомости" и многими другими.

В 2014 году стартовала программа по техническому перевооружению ТАСС. Коренной перестройке подверглась корпоративная сеть передачи данных в Москве и региональных центрах. Ведутся работы по модернизации редакционной системы, техническому усовершенствованию системы продаж и распространения продуктов ТАСС и прочее.

ТАСС стал информационным партнером более сотни международных и российских конференций, форумов и других мероприятий. Кроме того, в 2014 году агентством было организовано и проведено несколько десятков выставок наших фотографий. Например, экспозицию "Наш Крым" увидело несколько миллионов человек.

В 2014 году — в год 110-летия со дня создания агентства – проведен ребрендиг. Агентству было возвращено историческое, узнаваемое во всем мире имя "ТАСС", появился новый логотип.

Особо отмечу, что в агентстве были созданы все условия для раскрытия потенциала каждого из сотрудников. Причем, все это подкреплялось адекватной заработной платой.

Как вы видите, сделано было достаточно много, но еще больше нам предстоит сделать. Знаете, можно продолжать ездить на разбитой "девятке" и пытаться в ней менять то одно, то другое, надеясь однажды полететь в космос, а можно все-таки купить необходимые технологии и "перескочить" несколько ступенек в развитии. Вот именно это мы и намерены сделать, ориентируясь в своей работе на самые передовые из существующих стандартов и технологий работы в мире.

- Что принципиально новое (возможно, какую-то свою "изюминку") Вы собираетесь привнести в работу ТАСС – с тем, чтобы оно успешно конкурировало с другими крупными российскими информагентствами?

- В прошлом году мы начали развивать новые виды деятельности. В частности, у нас появился свой Исследовательский центр. Его задача – изучение происходящих в стране и мире экономических, общественных и социально значимых процессов, глубокий анализ информационного поля и другие аналитические работы.

Другой инновацией, которой не было на российском медийном рынке, стала аудиолента ТАСС. Практика первых продаж показала, что спрос на аудиоленту достаточно высок, но пока мы внимательно отслеживаем востребованность этого продукта, его окончательные контуры пока не сформированы.

Отмечу, что у ТАСС существует ряд преимуществ, на развитие которых будут направлены все имеющиеся силы. ТАСС всегда был и остается новостным агентством, которому доверяют – и в России, и за ее пределами. Обилие и даже сверхобилие информации, которые характерны для сегодняшнего дня, сделали информацию, которой можно доверять, еще более востребованной – можно сказать, компасом, необходимым для того, чтобы верно ориентироваться в информационном потоке.

К прочим нашим конкурентным преимуществам, на которых собственно и основано доверие к нам, – доступ к влиятельным ньюсмейкерам и представителям российской власти и бизнеса, обширная корреспондентская сеть по всей стране и за рубежом. Эти и другие конкурентные преимущества мы будем развивать для того, чтобы открыто и объективно рассказывать миру о нашей стране. И для того, чтобы о происходящем в мире Россия узнавала именно от нас.