"Человек и катастрофа": в Музее толерантности вспоминают Холокост

В Еврейском музее и центре толерантности в эти дни открылись сразу три выставки, посвященные Дню памяти жертв Холокоста и 70-летию освобождения Освенцима. Чертежи фабрики смерти, фотографии, свидетельства тех, кому удалось выжить, и впечатления первых посетителей.

В Еврейском музее и центре толерантности в эти дни открылись сразу три выставки, посвященные Дню памяти жертв Холокоста и 70-летию освобождения Освенцима. Чертежи фабрики смерти, фотографии, свидетельства тех, кому удалось выжить, и впечатления первых посетителей.

Это его история в лицах. И каждое из них он будто знает целую вечность. В его Освенциме глаза Берты очень напоминают глаза маленького Хермана, а еще — Самуила, Авраама, Жака, Йозефа. Все сорок картин Яна Ванрита из серии "Теряя лицо" словно смотрят одинаково, с одной болью.

"Я начал этот художественный проект, потому что моя семья была отправлена в концентрационный лагерь", — объясняет художник.

При этом Освенцим Яна Ванрита, как ни странно, внешне напоминает аккордеон. Это представление самого автора. Он придал смерти форму музыкального инструмента, на котором так любил играть его дядя. И портрет, посвященный ему, — пожалуй, единственный, у которого нет человеческого лица.

"Моему дяде было 16, когда он вступил в ряды бельгийского движения Сопротивления. А уже в 18 лет он попал в концлагерь. Одним из любимых его занятий была игра на аккордеоне", — рассказывает Ян Ванрит.

В поисках знаков, что оставило время, художник Егор Заика объездил территории бывших лагерей смерти. Сегодня здесь выросли новые жилые кварталы, магазины, гостиницы. Вроде бы никакого намека на события прошлых лет. Но фотографу удалось разглядеть символы, стирающие грань между прошлым и настоящим.

"В своем проекте я хотел показать, что за казалось бы невинным пейзажем, не зная истории этих мест, не изучая, вы никогда не догадаетесь, что во вполне безобидном доме могла быть обустроена газовая камера", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" художник Егор Заика.

Какова она, ужасающая архитектура смерти, посетители выставки с одноименным названием смогли убедиться сами.

"Мне кажется, что посетить этот музей и эту выставку должен каждый человек". "Когда эту ситуацию примеряешь на своих детей, например, то это очень тяжело", — говорят посетители музея.

"Человек и катастрофа" — проект под одним названием объединил три выставки, представив ужасы каждой отдельной судьбы, вырастающие в общечеловеческую трагедию.

После официального открытия проекта состоялся концерт, на котором звучала "Песнь об убиенном еврейском народе". Один из самых известных в мире реквиемов о катастрофе только еще раз напомнил: уроки истории не должны пройти даром.