Клетки мышей в стрессе спасли от депрессии их сородичей

Лабораторные мыши, которым ввели иммунные клетки подвергшихся стрессу сородичей, продемонстрировали улучшение настроения

Лабораторные мыши, которым ввели иммунные клетки подвергшихся стрессу сородичей, продемонстрировали улучшение настроения
(фото Aaron Logan/Wikimedia commons).

В ходе нового исследования учёные пришли к, казалось бы, парадоксальному выводу. Оказывается, грызуны, которым были введены иммунные клетки подвергшихся стрессу сородичей, демонстрируют улучшение настроения.

То, что нас не убивает, делает нас сильнее. Как выяснили учёные, эта фраза актуальна как никогда, если речь идёт о стрессе и иммунных клетках мышей.

В ходе нового исследования учёные пришли к парадоксальному открытию: оказывается, грызуны, которым были введены иммунные клетки их подвергшихся стрессу сородичей, демонстрируют улучшение настроения. Неожиданные выводы могут в будущем помочь при лечении депрессии.

Общеизвестно, что длительные периоды стресса оказывают пагубное воздействие на иммунную систему. После таких "чёрных полос" человек становится восприимчивым к болезням, а в некоторых случаях совокупность стресса и недугов может привести к депрессии.

"Большинство исследований связи между иммунным ответом и настроением сосредотачивалось на клетках, которые формируют ответ на воздействие патогенов, – рассказывает ведущий автор исследования Майлз Херкенэм (Miles Herkenham) из Национального института здоровья Бетесде в США. – Мы решили рассмотреть механизм адаптации иммунной системы, который способен "опознать" патоген, если он будет атаковать организм не в первый раз".

Чтобы понять происходящие при этом процессы, учёные поместили агрессивного самца в клетку с другими самцами-мышами. Он нападал на сородичей, и они, казалось, впали в депрессию: попрятались в углах клетки и даже не реагировали на запах самки. Учёные извлекли их адаптировавшиеся к постоянному стрессу иммунные клетки и ввели другой группе мышей.

Херкенэм был уверен, что "принимающие" грызуны также впадут в депрессию, однако случилось обратное: клетки подействовали подобно антидепрессанту. Мыши проводили больше времени, исследуя открытые пространства и проявляли больше интереса к противоположному полу (по сравнению с контрольной группой грызунов, не получившей инъекцию).

В статье, опубликованной в издании Journal of Neuroscience, учёные рассказывают, что они также ввели "перепрограммированные" клетки группе мышей, известных своей невосприимчивостью.

"Эти животные редко используются в научных исследованиях, потому что ничего не делают, в основном просто сидят по углам, – объясняет Херкенэм. – Однако после инъекции они стали более энергичными и начали исследовать окружающий мир. Это было похоже на изменение личности".

Херкенэм полагает, что пересаженные иммунные клетки каким-то образом справляются со стрессом, дарят новому владельцу хорошее настроение. Однако точный механизм происходящего исследователям пока не удалось выяснить.

Впрочем, выводы исследования всё же могут объяснить, почему люди, хронически пребывающие в напряжённом состоянии, часто имеют слабую иммунную систему. В подобных случаях адаптирующаяся иммунная система, похоже, не оказывает благоприятного влияния. В этом может быть виноват врождённый дефект иммунной системы.

В ходе предыдущих исследований было выяснено, что иногда у лабораторных мышей после пересадки клеток чужой иммунной системы наблюдаются признаки тревоги и депрессии. Вероятно, клетки двух иммунных систем борются за то, чтобы определить настроение особи.

Теперь учёные рассчитывают понять истинные причины происходящего и выяснить, можно ли лечить депрессию у человека "перепрограммированными" иммунными клетками.