Нарышкин: без России Совет Европы бессмысленен

Парламентская ассамблея Совета Европы лишила российскую делегацию права голоса, а россияне в ответ заявили, что бойкотируют ее работу до конца года и даже не будут пускать миссии ПАСЕ к беженцам с Украины. Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Парламентская ассамблея Совета Европы лишила российскую делегацию права голоса, а россияне в ответ заявили, что бойкотируют ее работу до конца года и даже не будут пускать миссии ПАСЕ к беженцам с Украины. Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.

- Сергей Евгеньевич, помните, мы с вами в Страсбург ездили?

- Да.

- Нотр-Дам прекрасный... Хочется еще вернуться?

- Думаю, рано или поздно, конечно, вернемся.

- Туристом или?..

- По-всякому.

- По работе?

- По-всякому. Город хороший.

- Город прелестный, но по работе, думаете, все-таки вернетесь?

- Я — оптимист, но в последнее время там поле для здравого смысла, к сожалению, сужается.

- В нескольких ваших интервью прозвучало, что Россия рассматривает возможность выхода не только из Парламентской ассамблеи Совета Европы, но и из Совета Европы вообще. Это ошибка монтажа или вы действительно так считаете?

- Я говорил и готов повторить следующее, и это уже свершившийся факт, что мы приостанавливаем свою работу в течение года в Парламентской ассамблее Совета Европы по известным обстоятельствам. Также я не исключаю, что через год будет поставлен вопрос о целесообразности пребывания России в Совете Европы. Но это — вопрос будущего.

- Чем же Совет Европы без России будет заниматься?

- Очень точно об этом сказал руководитель парламентской делегации Азербайджана: "Вы подумайте, что без российской делегации Парламентская ассамблея во многом потеряет свой смысл". Естественно, это относится и к Совету Европы в целом.

- 30 миллионов на содержание совета Европы уже перечислено?

- Перечислено, но мы этот вопрос не поднимаем. Более того, отвечая на этот вопрос, я заявил, что Россия — достойная и уважающая себя страна и этот вопрос не поднимает. В случае, если будет поднят вопрос о членстве РФ в Совете Европы, вопрос будет решен автоматически.

- 10% бюджета — это немало.

- Да, немало.

- Вы — за смертную казнь?

- Лично я бы такое решение не поддержал в силу своих моральных убеждений.

- Думается, таких, как вы, в России — большинство.

- Однако дискуссия идет.

- Она будет всегда. И идет она, кстати, во многих европейских странах. Но если серьезно, то выход России из Совета Европы означает выход и из Конвенции Совета Европы, которая предусматривает отказ от смертной казни или предусматривается вариант, что, выйдя из Совета Европы, Россия останется верна тем гуманитарным обязательствам, которые стали частью жизни?

- Безусловно. Кроме того, у нас есть собственные принципы, которые соответствуют многим позициям, нормам, конвенциям и другим документам Совета Европы вне зависимости от того, являемся ли мы членами Совета Европы. Поэтому базовым принципам, которые мы разделяем, мы будем соответствовать.

- Европейский суд по правам человека — структура при Совете Европы?

- Да. Выход России из Совета Европы, конечно, будет означать одновременно выход из всех структур Совета Европы.

- Не жалко?

- Жалко.

- Что можно сделать, чтобы этого не произошло?

- То, что зависит от нас, мы будем делать. Мы будем отстаивать прежде всего позиции права, принципы демократического устройства этих организаций. Если говорить о Парламентской ассамблее Совета Европы, то ее базовый принцип — это равенство членов Совета Европы. Но он нагло нарушается, если какая-либо парламентская делегация лишается основного права — права голосовать.

- 30 января вы встречались с первым вице-премьером Игорем Шувалов, который представил антикризисный план. Накануне этого оппозиционные фракции говорили: "Мы зададим жару и потребуем отставки". И вдруг этого не случилось. И в целом парламент, несмотря на прозвучавшую критику, выслушал и главу Центробанка, и первого вице-премьера, пообещав мониторить их деятельность. С чем связан такой неожиданный поворот?

- Для меня он не явился неожиданным, потому что российскому парламенту уже 21 год и многими детскими болезнями Государственная Дума уже переболела. Превалирует деловой настрой. Поэтому разговор, который шел в Государственной Думе, когда Игорь Иванович Шувалов представил доклад об основных и первоочередных мерах по стабилизации экономики, социальной сферы, был абсолютно деловой. И решение Государственная Дума приняла очень деловое, потому что все понимают: успех в реализации антикризисного плана правительства зависит и от скоординированной работы двух ветвей власти, причем и в центре, и в регионах. Каждый знает свою ответственность за реализацию плана, которая лежит на правительстве, на Государственной Думе, на парламенте. Это ответственность за рассмотрение и принятие тех законов, которые должны обеспечить реализацию антикризисного плана, прежде всего поправок в бюджет текущего года. У каждого — своя ответственность. Но при этом мы должны быть хорошо координированы. На депутатском корпусе, на парламенте лежит ответственность за эффективный парламентский контроль.