Перед строительством Керченского моста придется обезвредить 45 бомб

30 января опубликовано решение правительства о том, что мост через Керченский пролив будет строить компания Аркадия Ротенберга "Стройгазмонтаж". Заказчик – государство. Куратор от правительства – вице-премьер Дмитрий Козак. Бюджет проекта сопоставим с Олимпиадой в Сочи.

Дмитрий Киселев:

30 января опубликовано решение правительства о том, что мост через Керченский пролив будет строить компания Аркадия Ротенберга "Стройгазмонтаж". Заказчик — государство. Куратор от правительства — вице-премьер Дмитрий Козак. Бюджет проекта сопоставим с Олимпиадой в Сочи. Это — уникальный объект. По инженерной сложности — имея в виду почвы и сейсмику — ничего похожего в мире нет.

Владимир Путин дал поручение закончить мост к концу 2018 года. Ротенберг говорит, что сроки выдержит, хотя над окончательным вариантом проектно-сметной документации работа еще идет.

"Стройгазмонтаж" получил проект в конкурентной борьбе. Примерно семь десятков компаний примеривались к подряду. Кто-то отказался сам.

"Осенью прошлого года, когда нам предложили принять участие в конкурентных переговорах, я собрал коллег, мы все обсудили. Они всесторонне проанализировали, сказали, что все технические возможности есть, с проектом справимся", — отметил Аркадий Ротенберг.

Ротенберг и его компания "Стройгазмонтаж" — под западными санкциями. Проект в Крыму газета "Коммерсант" вообще называет "черной меткой", мол, изоляция от Запада. Ротенбергу от этого — ни горячо, ни холодно. После окончания проекта он хочет сменить род деятельности.

"Для меня это, видимо, заключительный большой проект. И не с целью зарабатывания денег. Он, если позволите, мой вклад в развитие страны", — сказал Ротенберг.

Продолжит Ольга Армякова:

Мыс Ак-Бурун в переводе с крымско-татарского означает "белый мыс". Предположительно, именно здесь коса Тузла мостом соединится с Крымским полуостровом. Кажется, что до косы рукой подать, на самом же деле расстояние чуть больше шести километров. Этот мост будет финальной частью строительства самого масштабного сооружения через Керченский пролив.

А начинаться сложнейшие инженерные работы будут на полуострове Тамань. На узком перешейке транспортный переход составит около пяти километров. Четыре полосы для автомобильного транспорта — по паре в каждую сторону — и два железнодорожных будут построены параллельно.

Дальше движение продолжится по мосту длиной почти в полтора километра. Он соединит Таманский полуостров с Тузлой. Путь по самой косе — и вновь мост. Общая длина транспортной артерии составит 19 километров. Причем строительство завершится в рекордно короткие сроки. Сдача в эксплуатацию — уже в 2018 году.

"Это стратегический объект для Крыма, важный, как воздух. Никаких сомнений нет, что это решит вопрос транспортной доступности для полуострова. Плюс рабочие места, покупка расходных материалов на территории республики. Новый толчок экономическому развитию", — отметил глава Крыма Сергей Аксенов.

Этот важнейший инфраструктурный проект уже окрестили самым дорогим в новейшей истории. По оценке экспертов, его стоимость составит почти 230 миллиардов рублей. Но в необходимости строительства не сомневается никто. Авиационного и морского сообщения явно недостаточно. Поток пассажиров на Керченской паромной переправе не иссякает.

Из-за частых штормов движение прекращается порой на неделю. А транспортная блокада Крыма, объявленная официальным Киевом в конце декабря минувшего года, только усугубляет ситуацию. Керченский же мост раз и навсегда снимет вопрос транспортной доступности полуострова.

Мост через Керченский пролив — проект не новый. Его перебрасывали еще в 1944 году — от косы Чушка до Крымского полуострова. Правда, простоял он совсем недолго, всего год. В условиях военного времени строить надо было быстро, отсюда и архитектурные просчеты. В первую же зиму опоры моста были разрушены льдом. Сейчас о нем напоминают лишь сваи у побережья Керчи.

Строительство нынешнего проекта будет непростым. Технически конструкция перехода через Керченский пролив невероятно сложная. Специалистам предстоит учесть немало особенностей. Во-первых, сейсмичность территории — 9 баллов из 12 возможных. Во-вторых, слой ила в Керченском проливе измеряется десятками метров. К тому же в этих местах находятся гнездовья птиц и пути нереста рыбы. Консультации с экологами уже ведутся. Также предстоит сложная работа по разминированию — во времена Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои.

"Ведутся работы по разминированию со стороны Тамани. Обнаружено около 45 взрывоопасных объектов, в том числе две авиабомбы. С керченской стороны работы по разминированию еще не начаты", — пояснил министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин.

Начала строительства с нетерпением ждут и в Крыму. Путь на материковую часть России сократится в разы, а пассажиропоток напротив увеличится. Пропускная способность Керченского моста составит почти 10 тысяч автомобилей и около 50 поездов в сутки. А до завершения строительства на время курортного сезона и пиковых нагрузок обещают запускать дополнительные паромы, чтобы избежать многочасовых пробок.