Они не хотят умирать: Евгений Поддубный стал свидетелем эвакуации жителей из Углегорска

В донецком Углегорске, который после боев перешел под контроль ополченцев, 3 февраля началась массовая эвакуация жителей. После отступления подразделений силовиков и окружения их крупной группировки в Дебальцевском котле Углегорск подвергается массированным обстрелам украинской артиллерии.

В Углегорске Донецкой области, который в результате боев перешел под контроль ополченцев, 3 февраля началась массовая эвакуация жителей. После отступления из города подразделений силовиков и окружения их крупной группировки в Дебальцевском котле Углегорск ежедневно подвергается массированным обстрелам украинской артиллерии. Оттуда уже вывезено около 600 человек.

По проселочной дороге передвигаются машины с белыми тряпками на кузове, это чтобы было понятно — бегут мирные жители. В каждом автомобиле по 6-7 человек. Им еще повезло, есть на чем уезжать. Эти люди несколько дней провели в подвалах под непрерывными обстрелами украинских военных.

"Они одни остались в доме", — говорит одна беженка.

"Чтобы этот Порошенко всю жизнь так же доживал, как мы, — проклинают президента Украины беженки из Углегорска. – Пусть он без жилья останется. А там люди остались. Женщина осталась на Станкевича, плачет, она не ходячая".

"Вчера уехали наши друзья. Вчера открыли, вчера побоялись ехать, потому что в спины стреляли. И сегодня под взрывы все выезжали", — рассказывает женщина.

Чтобы было понятно, несколько дней по Углегорску били из "Градов" и артсистем. Под огнем оказалась и съемочная группа телеканала "Россия 1".

Некоторые идут из Углегорска, идут в прямом смысле. С одной сумкой покидают зону обстрела чуть ли не по колено в грязи. На блокпосту первом по дороге от Углегорска до Горловки жителей встречают близкие. И тут становится понятно, что многие уже не рассчитывали обнять родных.

На окраине Углегорска организован пункт сбора для жителей. Из центра люди идут сюда, здесь собираются. После этого кто-то пешком, кто-то на автомобилях, на автобусе покидают опасную зону. Жителей вывозят даже на военных автомобилях.

Но этот гуманитарный коридор закроется через два часа.

В очереди перед пунктом сбора полтысячи человек. У женщин истерика, дети не могут не плакать. Они все еще не верят, что покинут опасное место. Ополченцы спешат, опасаются удара артиллерии, в машины сажают в первую очередь детей, пожилых людей.

Ополченцы останавливают частные машины, не просят, а требуют забрать тех, кому ехать не на чем. В очереди много людей, которые сами идти не в состоянии.

"Ноги прячьте, ноги! – грузят пожилую женщину в багажник "Нивы" ополченцы. – Поедете как в люкс-салоне".

Несколько дней для жителей Углегорска и его окрестностей стали вечностью. Ополченцы штурмовали город силами мотострелковых подразделений и отрядами спецназа. Использовали танки, но артподготовку не проводили. После того как закрепились на позициях в Углегорске и округе, по городу начала бить украинская артиллерия. Хотя военные не могли не знать, что в подвалах — несколько тысяч жителей Углегорска.

- Как там сейчас обстановка?

"Никак! Тяжело!" – реагируют на вопрос выехавшие из Углегорска женщины.

- А что тяжело? – уточняет корреспондент.

"Стреляют из всех оружий! Они тупо уничтожают не только людей, все подряд", — отвечает женщина.

- А вы где последние дни провели?

"В подвале", — говорит беженка.

При этом чуть ли не каждый второй житель Углегорска говорит, что в городе остались гражданские: кто-то не смог, а кто-то побоялся бежать. В Углегорске продолжают действовать небольшие группы украинских военных, которые ведут снайперский огонь, стреляют, по сути, на движение, то ли не понимают, то ли не хотят понимать, что в прицеле — мирные жители.

"Обстановка сейчас тяжелая, — констатирует ополченец с позывным Гоги. – За вчерашний вечер вывезли больше трех "Уралов" полных и еще десяток легковых машин. Все – мирные граждане. Я не понимаю. Почему они все это время находились здесь при обстреле, когда были украинские войска, и их никто никуда не вывозил. Их успокаивали, что все будет нормально. Однако, когда они начали отступать, никто не позаботился о мирных жителях".

Съемочная группа телеканала "Россия 1" въезжает в город: у каждого блокпоста испуганные люди, которые хотят вырваться из зоны боев. Слышен интенсивный огонь из стрелкового оружия, хотя гуманитарный коридор еще действует.

В городе продолжают работать снайперы. Здесь приходится передвигаться короткими перебежками с интервалом. Слышна перестрелка. В такой обстановке и проходит эвакуация.

При этом зачистка продолжается, но ополченцы действуют медленно. Открывают только ответный огонь, чтобы не ставить под удар тех людей, которые находятся в жилых домах до сих пор.