Тема:

Пожар в ИНИОН 1 год назад

Кто ответит за пожар в ИНИОНе, покажет экспертиза


Фото ТАСС.


Фото ТАСС.

Ответственные за пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам будут определены после выяснения причин возгорания. В правоохранительных органах не исключают, что многое станет понятно уже через неделю, после получения результатов экспертизы.

Ответственные за пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам будут определены после выяснения причин возгорания. В правоохранительных органах не исключают, что многое станет понятно уже через неделю, после получения результатов экспертизы. Визуальный осмотр хранилищ смогли провести те, кто долгие годы работал в ИНИОНе.

Небольшими группами сотрудники ИНИОНа заходят в институтский комплекс. Обратно выезжают на "ГАЗели". Из уцелевшей части погорельцы вывозят уцелевшую оргтехнику и бухгалтерию. Об увиденном внутри рассказывают неохотно. В это же время в Академии наук руководство РАН и Института проводит очередной брифинг. Вопрос о масштабах трагедии, который вот уже четвертый день задают им при каждой встрече, для руководителей — тема больная. Цифры постоянно меняются, ответы обтекаемые.

Чтобы узнать правду о том, что же произошло в ИНИОНе, что утеряно, а что пострадало, может потребоваться несколько недель, а, может, и месяцев. При всей очевидности катастрофы, постигшей российскую науку, администрация Института демонстрирует завидный оптимизм.

"Институт не погиб, библиотека не погибла, — подчеркивает директор Института научной информации по общественным наукам РАН Юрий Пивоваров. — Это сильный удар, но мы встанем и будем дальше работать".

На Нахимовском проспекте пожарные свою работу завершили. Остались несколько оперативных групп. Периметр оцеплен милицией. Внутрь посторонних не пускают — боятся мародеров. Известно, что осмотр здания ведут дознаватели и следователи.

Первые выводы экспертов, которые вот уже более суток работают внутри сгоревшего института, неутешительны. Определить место пожара, а тем более причины возгорания будет крайне сложно или вообще невозможно. Высокая температура, при которой горела бумага, уничтожила все улики.

Со слов администрации и посетителей библиотеки известно, что на первом этаже располагались книгохранилище и серверная с оцифрованной частью служебного каталога и небольшой частью книжного фонда. На втором этаже — кабинеты сотрудников, бухгалтерия и отдел кадров. Третий этаж — это научные центры, два читальных зала и самое ценное — служебный карточный каталог (именно он, как заверяют в администрации ИНИОНа не пострадал). Но любой, кто видит кадры, снятые после пожара, понимает: как раз третий этаж уничтожен полностью.

По прошествии четырех дней все больше подозрений, что руководство института как будто скрывает информацию о масштабах трагедии, а завсегдатаи библиотеки ИНИОНа говорят о странных порядках, которые царили в институте.

Ольга Зиновьева, философ и вдова великого философа Александра Зиновьева часто бывала с мужем в читальных залах и хорошо знаком с положением дел. "В последние 20 лет там было странно, — признается она. — Группы людей имели доступ к архивам, других людей они оттесняли. Там были коммерческие структуры, которые брали деньги. Конечно, виноват в этом Пивоваров".

Организация хранения бесценной коллекции — одна из главных задач дирекции института. Дело это хоть и недешевое, но для публичной фигуры директора вполне посильная. Коллеги из других библиотек рассказывают, как на самом деле могла быть организована эта работа.

Известно, что организацией противопожарной безопасности в ИНИОНе занимались сразу несколько фирм. Последний, кто проводил там работы, была некая компания ООО "Технический центр Гарант", о которой из Сети можно узнать только, что организовалась она к в 2012 году, но почему-то успешно выигрывала все тендеры на протяжении последних нескольких лет. Сама фирма зарегистрирована в обычном жилом доме, в обычной квартире, без каких-либо признаков активности. Владеют компанией Инна Глебова и Владимир Горбунов. Попытка узнать у директора ИНИОНа о техническом центре "Гарант" закончилась ответом: "Ребят, это провокационный вопрос".

Уже в среду эксперты института направятся непосредственно в книгохранилище. Чтобы понять, кто ответственен за утерю коллекции бесценных произведений, может потребоваться не одна неделя.