70 лет назад разбился Валерий Чкалов

В понедельник в России вспоминают известного летчика-испытателя Валерия Чкалова. Он погиб 70 лет назад, пытаясь посадить экспериментальный самолет. По заключению специальной комиссии, истребитель был не доработан и должен был проходить тесты на земле, а не в небе.

В понедельник в России вспоминают известного летчика-испытателя Валерия Чкалова. Он погиб 70 лет назад, пытаясь посадить экспериментальный самолет. По заключению специальной комиссии, истребитель был не доработан и должен был проходить тесты на земле, а не в небе.

В этот день 70 лет назад в Москве был 20-градусный мороз. В то время столица выглядела, конечно, совершенно иначе. В районе Ходынского поля располагался Центральный аэродром имени Фрунзе. 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов испытывал новый советский истребитель И-180. Полетное задание предписывало летчику подняться на высоту 600 метров, сделать пару кругов над аэродромом и приземлиться.

Но Чкалов не был бы Чкаловым, если бы в первый испытательный полет не долетел до ближней дачи Сталина. Таким образом, он сделал вождю особый подарок – новый истребитель с нетерпением ждали в войсках. На обратном пути мотор заглох. Чкалов тянул до аэродрома как мог. Истребитель начал падать на жилые дома, летчик увел машину в сторону, но врезался в высоковольтную опору. Разбился он прямо здесь. Сегодня об этом событии напоминает гранитный камень.

Эти фотографии были сделаны комиссией, которая с 15 по 17 декабря расследовала причины катастрофы. В приложении к материалам дела фигурировали 33 фотографии. Но 11 фотографий из дела бесследно исчезли.

"Почему фотографии исчезли? Куда они делись? – спрашивает Валерия Чкалова, дочь Героя Советского Союза, летчика Валерия Чкалова. – Ведь они могли бы помочь ответить на те вопросы, которые вы задаете".

Валерия Валерьевна не один десяток лет посвятила сбору всех материалов, касающихся жизни и обстоятельств гибели своего отца. По ее просьбе были рассекречены документы из Президентского архива и архива ФСБ. Она считает, что истинные факты гибели Чкалова останутся тайной еще долгое время. Архивные документы показывают, что за три дня до последнего полета Чкалова нарком НКВД Лаврентий Берия докладывал Сталину о том, что в новом истребителе не устранены около 40 дефектов, следовательно, самолет к полету не готов. Однако Сталин ничего не сделал, чтобы остановить опасный полет своего любимого летчика.

Чкалов прославился в 36-м, совершив беспосадочный перелет из Москвы на остров Удд, расположенный неподалеку от Сахалина. А это уже кадры 37-го. Советских героев, экипаж Чкалова, встречают в США. В Москве летчиков приветствовали еще более торжественно и шумно. Ликование не знало границ.

Позже имя легендарного летчика увековечили в названии советского города, расположенного недалеко от деревни, где он родился. Теперь здесь, в Чкаловском музее, стоит и овеянный славой самолет. Вот он легендарный РД, что означает рекорд дальности или самолет АНТ-25.

Чкалов был пилотом от Бога. Чего стоит знаменитый пролет под Троицким мостом Санкт-Петербурга! Но, по свидетельству коллег, воздушные фортели, как их сам назвал летчик, не были воздушным лихачеством. Это был один из принципов Чкалова – до конца испытать возможности самолета. Однажды иностранная авиастроительная фирма предложила Валерию Павловичу протестировать новый самолет уже после того, как в небе его опробовали зарубежные асы. "Когда он сел, что-то поломалось, где-то обшивка даже пострадала, в общем, самолет нужно было дорабатывать. Он выжимал из самолетов все", – говорит Валерия Чкалова.

Прожив всего 34 года, он стал кумиром для тысяч советских парней и девушек. Чкаловым болели так же, как и авиацией. Молодые люди приходили в летные училища и на курсы авиаспециалистов со словами: "Хочу летать, как Валерий Чкалов!" Чкаловская наука пригодилась советским летчикам-истребителям во время Великой Отечественной и даже современные российские пилоты, такие как Герой России Анатолий Квочур, считают себя его учениками.