Россия будет добывать жирный газ в Сабетте

Россия создает новую научно-исследовательскую полярную станцию "Северный полюс-41" в Восточном секторе Арктики. Об этом объявил спецпредставитель президента по Арктике Артур Чилингаров. Создание новой станции – часть национальной стратегии активизации освоения наших высоких широт.

Автор: Дмитрий Киселёв

Россия создает новую научно-исследовательскую полярную станцию "Северный полюс-41" в Восточном секторе Арктики. Об этом объявил спецпредставитель президента по Арктике Артур Чилингаров. Создание новой станции — часть национальной стратегии активизации освоения наших высоких широт. Важнейшая новостройка там — крупный инфраструктурный проект Сабетта. Там сейчас где-то минус 50 по Цельсию.

Автор: Антон Лядов

Масштабы проекта поражают еще при подлете. Сабетта сегодня — это уже полноценный город. И несмотря на то что сейчас здесь температура минус 50, работа идет полным ходом 24 часа в сутки.

Сердце проекта — буровая. Чтобы добывать газ в арктических условиях, здесь построили инновационную установку "Арктика" екатеринбуржского производства. В мире ей нет аналогов. Благодаря тому что каждый отсек укрыт тентами, а внутри налажена система обогревания, ее работа не останавливается ни в метель, ни в мороз.

"Чтобы добраться до газа, нам необходимо пробурить скважину глубиной до трех тысяч метров. Происходит вращение бурильной колонны, и выбуренная порода поднимается на поверхность", — рассказал Алексей Бородай, директор по бурению ОАО "Ямал СПГ".

Газ на Ямале — особенный. Специалисты называют его "жирным". Из него удается вырабатывать еще и дополнительный продукт — так называемый конденсат — сырье для нефтехимической промышленности. Всего в Ямало-Ненецком округе находится почти 90% всех запасов российского газа. Чтобы выкачать все хотя бы из ямальских месторождений — это лишь небольшая часть региона — потребуется больше века.

"В этом месте — это 200-250 километров — ориентировочно находится 11 триллионов запасов. Этот проект сверхважный для России. Будет уплачиваться большое количество налогов — более 55 миллиардов долларов", — отметил Леонид Михельсон, председатель правления ОАО "Новатэк".

Перед отправкой за границу газ будут превращать в жидкость, сжимая его и охлаждая до минус 160 градусов. Для этого сейчас здесь строится современный завод по производству сжиженного природного газа. Он заработает уже через два года и будет производить 16,5 миллиона тонн жидкого газа в год. Для сравнения: примерно столько потребляют Польша, Австрия, Эстония и Швеция вместе взятые.

Новый завод позволит сэкономить на транспортировке, также за счет него расширится география поставок. Ямальский газ уже закупили Китай и Индия. Есть спрос и среди европейцев — контракты подписаны с Испанией. До них топливо будут доставлять за 10-12 дней на морских танкерах. Чтобы обслуживать суда, здесь возводят новый морской порт.

"До запуска порта здесь возможно было завозить грузы либо вертолетом, что очень дорого и не очень эффективно, либо по реке — это возможно всего лишь три месяца в году — с июля по октябрь. Данный порт дает нам возможность работать круглогодично", — сказал Руслан Панарин, заместитель генерального директора по управлению системой снабжения ОАО "Ямал СПГ".

Каждый танкер, который подходит к Сабетте, сопровождает ледокол. Он "подхватывает" судно еще у Карских ворот и прокладывает ему путь сквозь ледники и торосы.

"Бывает, что нам самим тяжело идти, не говоря уже о судах, которые к нам приходят", — отметил Руслан Михайлов, капитан ледокола.

С выходом на полную мощность здесь будут принимать и отправлять в три раза больше грузов, чем по Северному морскому пути доставляли в советское время. Не случайно США пытались затормозить проект и ввели санкции — ограничили для главного застройщика — компании "Новатэк" — привлечение долгосрочных кредитов. Европейцы, наоборот, продолжают вкладывать деньги в проект.

"Мне очень жаль, что были введены санкции. Но они вряд ли что смогли изменить — все важнейшие вехи проекта выдерживаются. Нам очень важна кооперация с российскими компаниями. Еще 50 лет назад никто и подумать не мог, что мы сможем исследовать Арктику так, как сейчас это делает ваша страна", — подчеркнул Даниель Вадом, участник проекта "Ямал СПГ" из Франции.

Добраться до Сабетты можно прямым рейсом из Москвы. В пути — 3,5 часа. Благодаря тому что здесь сдали в эксплуатацию аэродром, теперь сюда летают регулярные рейсы и из Нового Уренгоя. В ближайшее время маршрутов станет больше.

Численность пассажиропотока в пиковые моменты превысит 300 тысяч человек. Чтобы взлетная полоса выдерживала любые погодные условия, здесь сначала насыпали пять метров песка и установили бетонные плиты. За счет такой крепкой конструкции сегодня здесь могут приземляться самолеты практически любого типа.

А еще 12 лет назад здесь не было ни души. Сейчас в Сабетте уже 7 тысяч человек. И будет как минимум в два раза больше. Дома здесь строят на высоких железных сваях. Их углубляют на десятки метров вниз, чтобы летом, когда оттаивает верхний слой земли, фундамент не разрушался. Общежития для рабочих обшивают яркими панелями — для поддержания хорошего настроения.

Николай Рублев — из Самары, работает старшим диспетчером в местном аэропорту. "У нас есть Интернет. Если специальная антенна, у нас 15 каналов. Нормально, как на курорте. Свежий воздух", — говорит Николай.

Вместо морозильных камер здесь улица. Пакеты с мясом работники вешают на окна — вот и глубокая заморозка. Из развлечений есть бильярдная, спортзал, но самое актуальное — русская баня. От давних традиций здесь не отказываются даже в минус 63.

В местном магазине — он пока один — есть все, кроме алкоголя. В Сабетте — сухой закон. Если работника задержат в пьяном виде, компанию, в которой он работает, оштрафуют сначала на 100 тысяч рублей, а в случае повторных нарушений — на 5 миллионов.

В столовую — питание три раза в день — рабочих возят на огромных "КамАЗах" — их здесь называют "вахтовками". Для работы чаще всего используют шестиколесные вездеходы. На них удобно осматривать состояние газопроводов. За счет того, что в шинах очень низкое давление, на них можно передвигаться даже по рыхлому снегу.

Коренные жители тундры перемещаются на снегоходах, хотя, говорят, на оленях было надежнее — техника часто морозов не выдерживает. Из стойбищ приезжают в центр города торговать рыбой.

Поначалу ханты были недовольны, что родную тундру застраивают, а теперь сами ездят сюда за продуктами, многие даже устраиваются на работу.

Стратегическое значение проект в Сабетте имеет не только для региона, но и для всей России. В ближайшие годы сюда планируют провести железную дорогу, после чего Северный морской путь станет возможно использовать для экспорта любых российских товаров по всему миру.