РЖД вернет 312 отмененных электричек на следующей неделе

На одной из встреч не обошлось и без скандала. Выяснилось, что с начала года в регионах отменили более трехсот пригородных электричек. Для РЖД от них – одни убытки, для региональных бюджетов – неподъемная ноша, а для тысяч россиян электричка – чуть ли не единственный доступный способ передвижения.

Автор: Дмитрий Киселёв

Президент России Владимир Путин провел серию совещаний с правительством и бизнесом. Задача формулируется просто: обеспечить рост экономики на фоне падения цен на нефть, внешнего давления и санкций. 4 февраля обсуждали и финансирование крупных проектов инфраструктуры.

На одной из встреч не обошлось и без скандала. Выяснилось, что с начала года в регионах отменили более трехсот пригородных электричек. Для РЖД от них — одни убытки, для региональных бюджетов — неподъемная ноша, а для тысяч россиян электричка — чуть ли не единственный доступный способ передвижения.

Президент потребовал восстановить работу пригородных поездов немедленно. И в этом требовании отражен общий подход главы государства: новации, но не за счет людей. Так что сохраненные и несбежавшие электрички — лишь частный случай.

Случившееся можно воспринимать как наказ президента правительству, которое готовит антикризисный план для нашей экономики на 2015 год. Плана нет, но некоторые подходы уже понятны.

Автор: Татьяна Ремезова

Обеспечить экономике качественный рост. В условиях санкций и ограниченного доступа к деньгам на первый план выходит внутренний ресурс государства. Как эффективно распорядиться накопленным в тучные годы четырехтриллионым резервом, на прошедшей неделе решали на совещании у президента.

"По состоянию на 1 января 2015 года объем средств ФНБ составляет 4 триллиона 388 миллиардов рублей. Вместе с тем значительная часть этих ресурсов размещена в различные финансовые инструменты, в том числе в долговых обязательствах Украины размещено 169 миллиардов рублей. Это в долларовом эквиваленте 3 миллиарда долларов. Срок погашения наступает в декабре текущего года. Но мы, конечно, прежде всего должны использовать эти средства для своих нужд. И мы обсуждали, что могло бы иметь такой системный и комплексный эффект для всей экономики Российской Федерации. Это прежде всего инфраструктурные крупные проекты", — заявил Владимир Путин.

Предварительное обсуждение прошли семь крупных инвестпроектов, точно подтверждены четыре. Это так называемый восточный полигон — на модернизацию железнодорожных путей стратегических транспортных артерий БАМа и "Транссиба" из ФНБ в ближайшие три года будут выделены 150 миллиардов рублей. Столько же — на создание завода по сжижению газа на Ямале. Сжиженное топливо можно танкерами везти в любую точку мира, газопроводы не нужны.

Еще 150 миллиардов — на строительство "Росатомом" АЭС "Ханхикиви" в Финляндии. Это, во-первых, выход на энергорынок Северной Европы, во-вторых, загрузка отечественных заводов. Все оборудование будет российское. В-третьих, поставки финнам топлива, обслуживание и ремонт минимум на 60 лет вперед.

И четвертый проект — ЦКАД. На строительству двух первоочередных участков решено выделить 75 миллиардов вместо ранее планировавшихся 150.

Оптимизирована и другая большая стройка. Будущий мост через Керченский пролив удалось удешевить на 19 миллиардов рублей. Окончательный вариант: четыре автомобильные полосы (по две — в каждую сторону) и две железнодорожных нитки.

Прямая господдержка важнейших проектов, конечно, не панацея. Задача номер один — доступные кредиты для промышленности и малого бизнеса.

Думая о бизнесе, не забывать о людях. На прошедшей неделе более 20 российских регионов, то есть практически каждый четвертый, остались без пригородного железнодорожного сообщения. Тысячи россиян оказались заложниками конфликта региональных властей и пригородных пассажирских компаний — "дочек" РЖД. Понятно, что на убыточных по определению электричках не заработаешь. И так практически везде. Госдотации питают пригородное сообщение Германии, Китая, Канады, Бразилии. Тем более не обойтись без поездов в огромной России — малые села и отдаленные деревни оказываются полностью отрезаны от цивилизации.

"Это же не один автобусный маршрут отменили. Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли что ли?! Послушайте, это несерьезный подход к делу. Это же касается тысяч людей, производств! Люди едут на работу либо не едут туда. Неужели нельзя было сделать заранее?" — возмущен Владимир Путин.

"Я в течение суток предложу финансовое решение, которое позволит обеспечить восстановление сообщения", — пообещал заместитель председатель правительства РФ Аркадий Дворкович.

"Восстановить нужно немедленно! Это одна из важнейших составляющих нормального функционирования регионов — железнодорожное сообщение пригородных поездов. Ясно, что решения были приняты заранее по поводу того, что регионы должны быть подготовлены к этому. И на них тоже лежит огромная ответственность. Но надо координировать эту работу. Давайте дискуссию прекратим. Я прошу это сделать немедленно", — сказал президент.

Спустя сутки, 5 февраля, были восстановлены 40 маршрутов, 6-го — более 200. Все 312 отменных электричек РЖД обещает вернуть на следующей неделе. И — главное — деньги на них, кажется, нашли.

В 2015 году на пригородное сообщение потребуется порядка 100 миллиардов рублей. Половину этой суммы пассажирские компании заработают сами, 25 миллиардов РЖД получит из федерального бюджета, 8 дадут регионы, 15 перевозчики сэкономят на обнуленном НДС и скидке за пользование инфраструктурой. Электрички — такая же часть социальной политики государства, как пенсии, а социальные обязательства, как известно, для России — приоритет.