Тема:

Автоутилизация 9 месяцев назад

Государство поможет с покупкой российского авто

В Набережных Челнах, после посещения завода КАМАЗ, премьер Владимир Путин озвучил план спасения российского автопрома, главный принцип которого – не просто вкачивать средства в отрасль, а стимулировать её развитие, в первую очередь – за счёт увеличения спроса.

Новый нацпроект в условиях мирового финансового кризиса. В Набережных Челнах, после посещения завода КАМАЗ, премьер Владимир Путин озвучил план спасения российского автопрома, главный принцип которого – не просто вкачивать средства в отрасль, а стимулировать её развитие, в первую очередь – за счёт увеличения спроса. Например, при покупке в кредит автомобиля, собранного в России, государство берётся компенсировать часть расходов.

Здесь тестируют новые опытные образцы. Премьеру показывают более комфортные грузовики, "умную" технику для нефтегазового комплекса, "надежную" технику с броней – для военных. Уникальная проходимость и уникальные условия. Увидят ли дороги все эти машины, пока не понятно. Этот конвейер работает в буквальном смысле – последние часы. По прикидкам, до конца января линия будет заморожена. И не только на КАМАЗе. Рабочие пьют чай и вспоминают былые времена, надеясь, что они вернутся.

Этот слесарь работает на заводе практически с момента его основания – с 1978 года. Путин привел его на совещание – послушать, как будут спасать автопром. Ведь правительство России выбрало свой путь. Не просто вкачивать громадные суммы в производство, а стимулировать спрос на машины. Так что бюджетные деньги, средства монополий и крупных компаний будут тратиться на покупку отечественных авто.

"Считаю абсолютно недопустимым расходовать государственные средства на приобретение импортных машин. Подчеркну: имею в виду лишь так называемый прямой импорт. Что же касается новых сборочных предприятий, созданных на территории РФ зарубежными автоконцернами, то они тоже являются полноценными отечественными производителями", – заявил российский премьер.

К российским производителям теперь относятся все крупные иностранные производители. Как например, ВМВ, "Хаммер" или "Киа", которые собирают свои авто в Калининграде. Или "Форд" с "Тойотой", обосновавшиеся у северной столицы. Они могут рассчитывать на помощь российского бюджета. Правда, при одном условии: их работа будет ограничена российским рынком.

Помогать будут всем равномерно. И тем, кто производит личные авто, и тем, чья специализация – коммерческий транспорт. Причем, как это обычно бывает, не было бы счастья, да вот теперь кризис помог: специальные службы – медики, например, и пожарные – получат новый транспорт.

Правительство решило купить больше техники для МВД, Минобороны и МЧС. Изначально на нужды этих служб планировалось потратить 15 миллиардов. рублей, теперь закупочный бюджет увеличится еще на 12 с половиной миллиардов.

Существенно обновится также общественный транспорт. Новую технику получит коммунальное хозяйство, медицина и образование. Эту программу Путин назвал еще одним новым национальным проектом. Львиную долю расходов – 70% – возьмет на себя федеральный бюджет. Остальное – регионы.

Одновременно для закупки техники на базе Минтранса будет создана специальная лизинговая компания с бюджетом до 40 миллиардов рублей. Примерно на такую же сумму откроют кредитную линию по льготным ставкам для сельского хозяйства. Лизинг будут использовать и ведомства. Причем аванс чиновников производителям увеличивается с 30 до 50 процентов. А получить заказ будет проще. Правда, посредники ничего не заработают.

"Требования по обеспечению контрактов – банковские гарантии, страховка, поручительства – будут отменены. Разумеется, в том случае, если закупка – непосредственно у производителя. Придется промежуточные звенья исключить", – заявил Владимир Путин.

Еще одно новшество – автопром теперь вошел в список ключевых отраслей, компании которых получат государственные гарантии на привлеченные кредиты. Закон уже в Госдуме.

"Речь идет о создании списка из нескольких сот предприятий. Сначала я говорил о трехсот. Сейчас эксперты правительства работают над этим. Может быть, их будет 500… В целом система должна охватить 1500 предприятий", – рассказал Путин.

По оценкам, автопроизводители, таким образом, смогут привлечь до 70 миллиардов рублей в виде частных кредитов. Также госгарантии распространятся и на облигации, которые они выпустят. Банки, которые купят новые ценные бумаги автоконцернов общим объемом в 60 миллиардов рублей, получат льготы от Центрального банка. А льготы по кредитам получат россияне, которые решат купить машину в следующем году. Государство поможет выплачивать этот кредит, если машина будет стоить не больше 350 тысяч рублей.

"То есть если человек в 2008 году по трехлетнему кредитному договору приобрел авто, мы будем помогать выплатить, рефинансируя 2/3 ставки", – пообещал Путин. Предложением воспользуются, по оценкам 130 тысяч человек. Сегмент привлекателен, а помощь будет весьма существенна.

Подешевеют машины наверняка на Дальнем Востоке за счет расходов на перевозку. Если раньше стоимость доставки авто из центральной части России могла доходить до 70 тысяч рублей, то теперь она будет бесплатной. "Предлагаю обнулить ж/д-тариф на перевозку отечественных авто на Дальний Восток. Выпадающие доходы РАО РЖД компенсировать за счет государственного бюджета", – заявил Владимир Путин.

Последнее поручение Путина прозвучало лаконично: выполнить программу мер максимально быстро и эффективно. Иначе автопром не спасти.