Уникальная операция: врачи изготовили "родной" клапан для сердца

В научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева провели уникальную операцию. 60-летней пациентке с нетипичной анатомией сердца изготовили биологический митральный клапан по индивидуальным параметрам. Как считает академик Лео Бокерия, за подобными индивидуальными разработками - будущее.

В научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева провели уникальную операцию. 60-летней пациентке с нетипичной анатомией сердца изготовили биологический митральный клапан по индивидуальным параметрам. По статистике, каждый десятый пациент нуждается в нестандартных протезах. Поэтому, считает академик Лео Бокерия, за подобными индивидуальными разработками — будущее.

Путь в несколько десятков метров от кабинета УЗИ до палаты проделать не так легко. 60-летняя Анаит Петросян из Еревана последний год страдает от одышки, головокружений и слабости. Прописанные лекарства облегчения не приносят. Московские врачи после обследования настоятельно рекомендовали операцию на сердце.

"В 8 лет я переболела ангиной, после этого развился ревматизм, а 30 лет я узнала, что у меня порок сердца. Раньше на обследование приходила раз в 5-6 лет, но в последнее время стало настолько тяжело, что поняла: операция — это единственный шанс", — говорит она.

Замена давшего сбой митрального клапана, который служит шлюзом между левыми предсердием и желудочком, была бы хоть и сложной, но, в общем-то, рядовой операцией для кардиохирургов центра имени Бакулева, если бы не выяснилось: у пациентки нетипичная анатомия строения сердца и стандартным протезом не обойтись.

"Когда у пациента нетипичная анатомия строения сердца, и надо подбирать клапан, тогда сперва пациента обследуют методами трехмерной визуализации — например, МРТ или 3D-УЗИ, внимательно изучается анатомия, строится трехмерная модель, и наши специалисты способны потом изготовить клапан "индпошива", — объясняет заведующий отделом медицинской биотехнологии научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Вахтанг Костава.

Пошив — это не образное сравнение. Биологический клапан в лаборатории центра сердечно-сосудистой хирургии конструируют из ткани сердечных сумок животных. Только две недели материал готовят, обрабатывая реагентами, чтобы стал более прочным, а главное — имунно-нейтральным и не отторгался организмом. Дальше — процесс по-настоящему творческий, независимо от того, шьют клапан типового размера или специально для конкретного пациента.

"Желательно думать о хорошем — все-таки идет человеку в сердце, хочется, чтобы энергетика шла хорошая", — говорит операционная медсестра Наталья Рудакова.

Еще сутки стерилизации — и готовый протез попадает на стол к хирургу. Подобную операцию в центре имени Бакулева, да и вообще в России, выполняют второй раз. Но академик Лео Бокерия уверяет: за индивидуальными клапанами, будь то митральные или аортальные — будущее.

"Один и тот же клапан — условно говоря, 28-го размера — ставят больным совершенно разной анатомии — левого желудочка и митрального клапана и так далее. Мы, поскольку мы уже 50 лет занимаемся биологическими клапанами, мы можем, и сами делаем для человека такую форму, которая бы наиболее соответствовала его физиологическому состоянию", — объясняет Бокерия.

Индивидуальное изготовление протезов — конечно, не единственная инновация центра. Среди новых разработок, аналогов которых нет в мире — миниатюрные беспроводные электрокардиостимуляторы, формула раствора, мгновенно останавливающего сердце во время операции и полнопроточный механический аортальный клапан.

"Во всех предшествующих клапанах эта створка начинается внутри, и поэтому когда кровь крутится, чтобы выйти из левого желудочка, она задевает эти створки и таким образом создается сопротивление. Мы сделали таким образом, что створки висят на поверхности — видите, они снаружи висят — и поэтому получается так называемый полнопроточный клапан. Кровь как бы ни крутилась, ни вертелась — створкам все равно, они — вне", — объясняет Бокерия.

Разработку в Москве уже опробовали. Сделано несколько десятков операций и результаты превзошли ожидания. Особенно в случае с новорожденными пациентами: ведь чем меньше сердце, тем победа над сопротивлением ценнее.