Таксисты против Интернета: забастовка прошла незаметно

Объявленный трехдневный протест таксистов против онлайн сервисов с треском провалился. Не желая терять клиентов, большинство водителей просто проигнорировали призыв коллег. Но недовольных ситуацией все же много. В чем главная претензия таксистов, и как все это может отразиться на рынке перевозок?

Забастовка, которую никто не заметил. Объявленный трехдневный протест таксистов против онлайн сервисов с треском провалился. Не желая терять клиентов, большинство водителей просто проигнорировали призыв коллег. Но недовольных ситуацией все же много. В чем главная претензия таксистов, что говорят их оппоненты, и как все это может отразиться на рынке перевозок?

Около 1,5 тысяч таксистов на три дня вышли из так называемых приложений-агрегаторов, плюс около 50 машин вообще не выезжали на улицу. Это из общего числа в 50 тысяч. Москва даже не заметила. Тем не менее, проблема осталась.

"Компания "Яндекс-такси" опустила цену до 200 рублей. При этом, дабы не терять доходы своего бизнеса, она увеличила процент с заказа, который берет с водителя. Плюс к тому "Яндекс" напрямую никого не подключает, а подключает только через посредника, который тоже накручивает процент", — объясняет в интервью программе "Вести-Москва" заместитель председателя межрегионального транспортного профсоюза Алексей Смирнов.

Теперь, чтобы быть в плюсе, водителю нужно много работать. Это раньше можно было за пять тысяч съездить в аэропорт и больше не заводиться. Теперь, чтобы выжить, надо выполнять все заказы, получать рейтинг.

"Чтобы добиться окупаемости, надо выполнить за смену как минимум 15 заказов. Если учитывать только минимальную поездку, то водителю на выходе остается рублей 30 — за вычетом бензина и простоя в ожидании клиента", — рассказывает таксист.

Компании агрегаторы -"Яндекс-такси", "Гет-такси" и "Убер" — соревнуются между собой за клиентов, устанавливая минимальные цены на поездку, играясь с процентами. При этом сами по себе они не несут ответственности. Руководители солидных транспортных предприятий считают: это очень опасно. Цены на обслуживание автомобилей растут, и мелкие компании, чтобы остаться на рынке, начинают экономить на всем. Главным образом, на техобслуживании и медосмотре.

"Если ты попадаешь в ДТП или, не дай Боже, в больницу, то тебе ничего не оплачивают, а советуют поставить какой-то рейтинг водителю. И непонятно, до того, как тебе гипс поставят, или после", — отмечает генеральный директор "Новой транспортной компании" Феликс Маргарян.

Во многих европейских странах подобные сервисы-агрегаторы уже закрыли в судебном порядке. В Москве сегодня они на пике популярности.

"Тариф 199 рублей днем позволил на 30% вырастить аудиторию, которая пользуется такси. И таксисты выигрывали от этого, потому что заказов стало больше", — подчеркивает руководитель направления мобильных и программных продуктов "Яндекса" Тигран Худавердян.

Аналитики уверены, что прогресс не остановить. Благодаря этим сервисам наши люди теперь и в булочную ездят на такси. А бастуют только те, кто не хочет работать.

"Стопроцентная аналогия с луддитами — когда английские рабочие разламывали ткацкие станки, чтобы им не приходилось больше работать. Основная история в том, что чтобы получать "сладкие" заказы, таксист должен выполнять дешевые", — поясняет владелец сервиса статистики Герман Клименко.

Специалисты уверены, что уровень недовольных не изменится при любых обстоятельствах. При этом сами бастующие таксисты пообещали в случае невыполнения их требований устроить уже другую — громкую забастовку. Правда, сами пока не решили чем будут пугать владельцев интернет-сервисов.

Рынок такси в столице за последние 4-5 лет серьезно изменился. И даже несмотря на то, что еще кое-где можно встретить "бомбил", диким его уже не назовешь. Такси теперь воспринимается горожанами как часть общественного транспорта, но с огромным выбором перевозчиков, доступными для понимания тарифами и целым списком дополнительных опций. Уже сейчас можно выбрать не только класс автомобиля, курящий или некурящий салон, но даже разговорчивым или не очень будет водитель. Все это, кстати, можно сделать в том числе и благодаря онлайн-сервисам. Не все таксисты довольны. Но пассажиры — очевидно в плюсе.