Александр Роднянский: "Обитаемый остров" – педантичная экранизация повести Стругацких

1 января на экраны выходит фильм Федора Бондарчука "Обитаемый остров" – первая за последние годы экранизация Стругацких. Это самая дорогая картина российского кино. Подробнее о фильме в интервью информационному каналу "Вести" рассказал продюсер Александр Роднянский.

1 января на экраны выходит фильм Федора Бондарчука "Обитаемый остров" – первая за последние годы экранизация Стругацких. Это самая дорогая картина российского кино. Подробнее о фильме в интервью информационному каналу "Вести" рассказал продюсер Александр Роднянский.

- Первый вопрос: почему вы взялись за этот проект, чем он вас заинтересовал?

- Собственно тем, чем и заинтересовали произведения братьев Стругацких в свое время многие миллионы советских, а позднее и российских читателей. Удивительным сочетанием с одной стороны увлекательного, захватывающего сюжета, той самой фабулой, которая позволяла самым неискушенным читателям, увлекаясь, зачитываться до самого утра, социальные идеи, полноценные, объемные характеры – это редко для кино. Нам показалось, что несмотря на то, что произведение было написано 40 лет назад, оно остается и актуальным и свежем и очень энергетично заряженным даже сегодня.

- На вашем сайте написано, что при съемках фильма отходили от произведения.

- Тем не менее, я бы сказал, что несмотря на 28 написанных вариантов сценария, я думаю, что "Обитаемый остров" это чрезвычайно тщательное, бережное и во многом, я бы даже сказал, педантичная экранизация знаменитой повести братьев Стругацких.

-То есть это не только фантастический боевик, но и с глубоким философским смыслом?

- Во всяком случае, это то, что нас привлекало, было бы неправильно брать Стругацких лишь для того, чтобы извлечь из них жанровую экшн-основу. Это не так.

- Известно, что фильм решили показывать по частям. Первая часть выходит в январе. Когда вторая часть выходит? Есть две версии, почему фильм разбили на две части: хорошая и плохая. Хорошая в том, что фильм настолько хорош, что решили просто не портить сценарий, и не комкать его, а плохая – что первая часть фильма хорошая, а вторая не очень. Но за первой частью она потом соберет такие же абсолютно кассовые сборы. Вот что с "Островом " здесь?

- На самом деле у нас редкий случай. Еще 4 года назад, когда мы начали размышлять над проектом и работать над сценарием, мы пришли к необходимости написать сценарий на 4 часа. Представить себе, что современная зрительская аудитория будет ходить в кинотеатры, чтобы посмотреть четырехчасовой фильм – невозможно. Поэтому решили с самого начала писать два фильма. В отличие от очень многих проектов, которые боятся того пресловутого плохого случая, у нас было написано два полноценных самостоятельных фильма. Причем они несколько отличаются в жанре. У нас сочетание нескольких знаменитых жанров. И роман взросления, когда наш молодой герой претерпевает изменения, когда превращается из мальчика в полноценного мужчину, а с другой стороны, конечно, и экшн, и драма. Вот все это нам показалось необходимым сделать полноценным.

- Давайте все-таки напомним, о чем этот фильм. Студент из Москвы в 2157 году попадает на другую планету, злобную планету,- где предательство, войны. Там находит дружбу, любовь.

- Неизвестная планета, совершенно незнакомая нам реальность. Это вообще классическая схема романов Стругацких. Когда человек из якобы счастливого, придуманного ими мира будущего, они назвали его "Миром полдня" – мир зрелого человечества, мир, лишенный войн, голода, терроризма. Так вот, человек из этого мира, выглядевший в наших глазах, как человек античного мира, молодой полубог, прибывает в мир, напоминающий чем-то нам знакомый, то есть, мягко говоря, морально, физически несовершенный. Мир, наполненный насилием, промыванием мозгов. Собственно говоря, все, что предстоит преодолеть этому герою, это необходимость ответить на главный вопрос – как устроен этот мир, имеет ли он право вмешиваться в этот мир. И ему предстоит пройти огромное количество перипетий, прежде чем суметь ответить на главный вопрос – имело ли смысл вступать в поединок с огромным количеством противников, имело ли смысл верить в то, что ты сможешь переделать этот мир.

- Вопрос о финансовой стороне. Известно, что у этого фильма достаточно рекордный для российского кино бюджета – 36,5 миллиона долларов. Ждем нормальных спецэффектов, я так понимаю?

- Они нормальные. Этот бюджет стал следствием базовой идеи: необходимости построить полноценно существующий в XXII веке на другой планете под названием Саракш некий мир, мир в деталях: от пуговиц, знаков различий, от азбуки до средств передвижения наземного транспорта. Вот этот мир, включая разные города, и был построен в фильме. Для этого потребовался такой бюджет.

- Известно, что были приглашены специалисты из Голливуда. Ощущается нехватка наших кадров?

- У нас, что касается спецэффектов, все было сделано практически дома. У нас получился неожиданный опыт. Один из эпизодов – космической аварии – мы заказали в Канаде. И мы оказались неудовлетворены чрезвычайно. Его переделывали в последнюю минуту, но наши замечательные специалисты. У нас работало около 200 российских дизайнеров, около 20 компаний над спецэффектами. Выглядит это, на наш взгляд, достаточно впечатляюще. Это объемный и убедительный мир. Главное – это ощущение убедительности.

- Что касается актеров, подбор хорош, звездный. Критерии какие-то были в отборе и, главное, кто новички, откуда?

- Три главных актера они практически дебютанты. 20-летний студент Щукинского училища Василий Степанов, блестящий, интересный, и, по-моему, очень талантливый молодой человек, который нам понадобился прежде всего в силу его физических и внутренних данных – как житель планеты Саракш. Он и в жизни двухметровый красавец, голубоглазый. Дебютантка Юлия Снегирь. И очень симпатичный молодой, чуть более, я бы сказал, опытный артист Петр Федоров. Вокруг – замечательная команда известных и много раз себя зарекомендовавших артистов. Это Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Максим Суханов. По-моему, это свежие, яркие лица, которые не вызывают оскомины.

- Но все-таки есть формула, как испортить хороший фильм. Взять фильм и сделать из него сериал. Таких планов нет?

- Нет. Невозможно практически. Это большой серьезный фильм. Я очень рассчитываю, что он со временем пройдет по телевидению. Кстати сказать, премьера будет на телеканале "Россия", и мы благодарны каналу и его участию в производстве фильма. Но все равно этот фильм сделан для киноэкрана. Фильм рассчитан на впечатление, на единую эмоцию, заражающую всех, – смех, ужас, интрига, напряжение.

- А за рубежом будут показывать?

- Я думаю, да. У нас впервые в нашей практике появился агент – это очень крупная голливудская компания World Media Fonds V – многие внимательные зрители видят WMF V в титрах разных фильмов. Она долгие годы занималась защитой интересов творческих профессионалов, а в последние годы занимается продвижением независимого кино – и американского, и европейского, и азиатского. Они посмотрели "Обитаемый остров", им показалось это чрезвычайно любопытным. Они считают, что большой потенциал продвижения не только в Азии, где любят жанр, не только в Европе, где, безусловно, может произвести впечатление история и масштаб производства, потому что это один из самых больших внеголливудских фильмов этого года. Они считают, что есть потенциал проката в Америке – и в кинотеатрах, и на видео. Что всегда на самом деле – главный источник доходов даже в голливудских фильмах.

- Недолго остается до Нового года. Выходит несколько фильмов сразу. Насколько остра конкурентная борьба?

- Я надеюсь и мои друзья надеются, что это конкуренция может привести к обратному результату. К тому, что большее количество зрителей придет в кинотеатры. В конечном счете, сам факт, что несколько российских сильных картин – и "Стиляги", и "Любовь-Морковь-2", и "Обитаемый остров" одновременно выходят в новогодний период – это новая ситуация. И она для зрителя удобнее, чем во времена монополии, когда в семизальных кинотеатрах шел один и тот же фильм, как это было, например, в прошлом году. И будем надеется, что зрители это оценят и придут в значительно большем количестве. Это позволит нам всем добиться тех результатов, на которые мы рассчитываем.

- Ну тогда уже будем ожидать кассовых сборов. В следующий раз ждем вас в гости, чтобы нам рассказать, каких успехов добился этот фильм. Спасибо большое за то, что ответили на наши вопросы.