Алексей Кудрин: 2009 год станет самым трудным в мировой экономике

Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что 2009 будет самым трудным годом для российской экономики за последние 9 лет. По его мнению, для мировой экономики это будет один из худших за всю послевоенную историю. Об этом Алексей Кудрин заявил в интервью телеканалу "Вести".

Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что 2009 будет самым трудным годом для российской экономики за последние 9 лет. По его мнению, для мировой экономики это будет один из худших за всю послевоенную историю. Об этом Алексей Кудрин заявил в интервью телеканалу "Вести".

- Здравствуйте, Алексей Леонидович. Закончился уже год. Можно подводить первые итоги. Как исполняется бюджет 2008 года?

- Бюджет 2008 года будет исполнен. У нас будет исполнен и по доходам выше, чем прогнозировалось, и по расходам мы выйдем практически на 100 процентов. Недостатка в средствах нет. Поэтому бюджет будет закончен успешно и с учетом того, что у нас до середины года, 2008 года экономика шла в гору, вверх, и только во второй половине года стали чувствоваться влияние мирового кризиса, мы, конечно же, получим существенное превышение доходов над расходами.

- То есть профицит будет?

- Да. В этом году профицит будет чуть меньше 5 процентов ВВП.

- Серьезная цифра.

- То есть это почти 2 триллиона рублей еще сумеем накопить и отложить на "черный день", который вот уже наступает.

- Ну, про черный день мы поговорим попозже. Хотелось бы вот узнать поточнее. Третий-четвертый квартал, насколько доходы бюджета упали именно вот в это время уже. Есть какие-то предварительные подсчеты?

- Третий квартал в основном сработали хорошо. Никаких существенных отклонений нет. Конечно, мы уже почувствовали первое уменьшение прироста. Прирост сохранялся, но уже он медленнее происходил. В четвертом квартале мы видим и снижение доходов по целому ряду налогов. Это связано со снижением темпов экономического роста.

Понятно почему. Страна просто стала получать в три с лишним раза меньше доходов, меньше валюты от продажи нефти. То есть просто в 3,5 раза. Это означает, что будь то нефтяники, будь то газовики, получили меньше доходов, заплатили меньше налогов и в федеральный бюджет, и в местные бюджеты.

- А нужны уже какие-то действия от правительства, я имею в виду для регионов, если уж Вы затронули эту тему, увеличение трансфертов, и каким регионам особенно нужно сейчас помогать, на Ваш взгляд?

Да, и мы это уже провели. В конце года правительство приняло решение о дополнительной поддержке регионов почти на 30 миллиардов рублей. Это средства, во-первых, пошли тем регионам, у которых сильно в течение года выросли средства, средства на мазут и на топливо. Это пошло регионам, у которых произошли какие-то другие, другое снижение налогов по прибыли, по другим направлениям. Мы помогли регионам выполнить задачу по повышению заработной платы, которая, напомню, с 1 февраля этого года повысилась на 14 процентов во всех регионах.

- А долгов сейчас много по зарплате в регионах?

- По субъектам РФ и муниципалитетам нет долгов. Вот я хочу, чтобы мы все помнили, что когда объявляются цифры по наращиванию долгов по зарплате, это имеется в виду коммерческий сектор, промышленность. Бюджетная система не имеет долгов по зарплате. Иногда показываются в каких-то субъектах переходящие задолженности, которые связаны с тем, что зарплата платится 1 числа обычно каждого месяца, вот. Бывают там небольшие задержки, но в бюджетной сфере недостатка в средствах для выплаты зарплаты нет. И бюджетный сектор, и этот год, и следующий, мы особенно за этим проследим, всем бюджетникам будут выплачивать зарплату вовремя.

- Алексей Леонидович, сейчас государство активно вообще во всем мире и в России помогает предприятиям переживать трудности, которые есть в экономике. Недавно был объявлен список стратегических предприятий, почти 300 предприятий, откуда будут деньги взяты на поддержку этих компаний?

- Вы знаете, создание самого этого списка имеет серьезные основы. Первая задача этого списка о том, чтобы не какую-то особую государственную поддержку они получили, а чтобы они получили в банках, в обычных банках, в том числе и там, где они всегда были клиентами, кредит – на нормальных условиях. Сегодня нормальные условия – это 15-18 процентов годовых, ниже нельзя.

- Почему?

- Потому что, если говорить о ставках в процентах, то первое – капитал из России убегает сейчас, как вы знаете. У нас идет отток капитала. Отток капитала вызывает девальвацию рубля. Вот, чтобы у нас не было такой резкой девальвации, ставки в России должны быть выше. Тогда капитал не убегает. Это общемировая практика. Вот для России сегодня такая практика. Если нам придется опустить ставку, то не только увеличится отток капитала, но и еще увеличится, в том числе, и инфляция. Не буду рассказывать этот механизм. Мы получим весь пакет негативных явлений. К сожалению, многие это не видят или не чувствуют. Многие ориентируются, а как же так, в Соединенных Штатах ставка снижается, а в России она должна повышаться? В Соединенных Штатах совершенно обратная ситуация, не как российская. В Соединенных Штатах цены падают драматически, что вызывает обрушение промышленности Соединенных Штатов. И снижение кредита до нуля не спасает эту промышленность, потому что эти кредиты, во-первых, банки не готовы давать предприятиям. Но самое главное, продукция падает по цене настолько, что никто ее не готов покупать, все ждут, когда она упадет еще больше. Вот такой механизм вызывает, вот такая ситуация на рынке вызывает дефляцию, то есть уменьшение инфляции.

- Это ужас всех экономистов и предпринимателей на самом деле, да?

- Вы знаете, из дефляции очень трудно выйти. И это означает, что промышленность будет стагнировать, возможно, что в США в ближайшие несколько лет. И сейчас инфляция в США 2 процента. И инфляция продолжает падать. А в России ситуация обратная. В России инфляция сохраняется на высоком уровне, выше 13 процентов, и с учетом эффекта девальвации, которая постепенно осуществляется, имеется в виду ослабление курса, оно прошло уже за этот год, некоторый такой момент, некоторый отрезок своего движения, сейчас больше 29 рублей за доллар, а когда-то был 24. А сейчас мы планируем, что в среднем в следующем году будет 31-32. Это означает, что девальвация вызовет дополнительную инфляцию. Весь импортный товар станет дороже. И инфляция в России будет расти. В США падать, а в России расти.

- И поэтому будут у нас высокие ставки?

- И конечно, ставки кредита не могут быть ниже инфляции. Тогда банки будут работать в убыток, и тогда банки будут банкротиться и перестанут вообще кредитовать экономику. Мы хотели бы и мы предполагаем, что так экономические условия сложатся, что мы к середине следующего года сумеем затормозить инфляцию.

- На сколько примерно, по цифрам? В два раза, в три?

- При том прогнозе, который мы сейчас взяли за основу, прирост экономики 2,4 процента при цене на нефть 50 долларов, инфляция где-то мы даже думаем в следующем году, она станет 11 процентов, то есть ниже, чем в этом году, когда мы предполагаем, что она будет где-то 13,5-13,8. То есть мы в среднем за год даже меньше получим инфляцию. Но мы понимаем, что если цена на нефть будет ниже, не 50, а 30 долларов.

- Вот сейчас она 36.

- Сейчас она 36. То тогда повлияет и на курс, и инфляция будет выше. Инфляция может дойти до 15 процентов.

- А курс?

- Даже чуть выше сегодняшнего. Курс чуть-чуть изменится, но несущественно.

-33-35?

- Сейчас трудно гадать. Это зависит очень серьезно от общих условий. Но никаких драматических изменений.

- Ну, 40-50, называются какие-то фантастические цифры совсем.

- Нет, нет, такие цифры не прогнозируются.

- Алексей Леонидович, если вернуться к тем стратегическим предприятиям, к списку этих предприятий. Во-первых, каков был критерий отбора их, и откуда они получат деньги, и что делать остальным компаниям?

- Возвращаясь к списку системообразующих, первую поддержку, которую получат, эта поддержка связана с кредитованием. Я еще остановлюсь на этом. Дело в том, что, почему деньги не проходят в реальный сектор, вот обсуждается.

- Вот сейчас банки, да, критикуют очень серьезно по этому поводу.

- Почему, казалось бы, они получают большие государственные средства, триллионы рублей, почти 4 триллиона рублей от государства дополнительно отдало банкам. А в экономику пришло в виде кредитов предприятий, ну, примерно половина от этой суммы. Это связано с тем, что, когда банкам начинают задерживать выданные уже ранее кредиты, банк должен оценить этот кредит как проблемный и зарезервировать часть средств на случай, если кредит ему не вернут. А у банка есть обязательства перед вкладчиками, перед другими кредиторами, у которых он брал кредит, и поэтому банк начинает резервировать сумму для того, чтобы сам банк остался кредитоспособным. Если банку не могут выплатить, то банк-то должен выполнять свои условия. Мы же не должны допустить банкротства банков. Ну, например, октябрь и начало ноября было связано с тем, что очень многие вкладчики решили забрать свои деньги у банка. В некоторых средних банках забирали под 20-30 процентов от всех вкладов. А у банка деньги размещены в кредиты.

- То есть фактически это банкротство могло наступить?

- Могло бы быть. И в этой связи банки накапливали резервы, чтобы погашать эти платежи и по сути поддержка государства их спасла. Вот мы вообще-то и Владимир Владимирович Путин сказал – предотвратили серьезный системный кризис в банковской системе, когда начался ажиотаж. Ажиотаж вкладчиков, ажиотаж предприятий, которые тоже стали не доверять тем банкам, где держали счета. Мы это преодолели. И уже со второй половины ноября и первой половины декабря мы наращивали возможности кредитования реального сектора. Но и здесь остаются проблемы, потому что предприятие говорит: у меня уже есть кредит, но мне нужен еще один кредит. Банки не могут давать кредиты предприятиям, у которых резко ухудшаются финансовые показатели. Они боятся. Они тогда просят двойное, тройное обеспечение, залог под этот кредит. Но тогда, раз тройной залог, то значит и кредитов в три раза меньше. Вот это стало серьезной проблемой, таким как бы тромбом.

- Как его ликвидировать этот тромб?

- Правительство приняло несколько решений. Первое – создать системообразующие банки, чтобы в отношении этих банков мы взяли дополнительные риски на государство. Мы дадим гарантии. И вот этот список предприятий, которых мы в первую очередь должны обеспечить кредитами, это системообразующие. То есть они основными являются для всех ведущих отраслей. Это попытка (решить) административными средствами, мы должны сегодня прямо говорить: рыночные механизмы в условиях такого беспрецедентного кризиса не срабатывают. Поэтому мы должны подставить плечо, и в общем пережить этот трудный момент, государство должны взять часть рисков. Это первые главные меры. Второе, возможность участия в капитале, госзаказ, реструктуризация налоговой задолженности. Это коснется из этого списка небольшого числа предприятий, где мы увидим, что мы можем чуть-чуть помочь, и как бы работа пойдет. Но, в этом списке будут предприятия, которые не могут получить кредита. Банк говорит, даже при поддержке государства я не готов выдавать кредит и делить риск, вот риск такой слишком большой. И правительственная комиссия, которую сейчас возглавлять будет заместитель министра экономики, то есть рабочая группа, которая будет заниматься вот оценкой поддержки, может сказать, что мы не будем помогать этому предприятию, вошедшему в список. То есть попадание в список не гарантирует.

- То есть это не автоматическое?

- Нет, это не означает, что все эти предприятия получили индульгенцию от всего. Но это могло бы даже вызвать некоторое иждивенчество, и даже, в общем, попытку воспользоваться ситуацией и злоупотреблять. Но в этой связи мы не ограничиваемся этим списком. Мы предложили субъектам РФ создать такие списки на местах и банки – Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк – должны участвовать в рабочих группах и на том уровне помогать более мелким банкам. И по оценке Минфина, таких предприятий вместе с федеральным списком окажется около 1500.

- Вы говорите о том, что будете поддерживать предприятия, но это действительно мера не быстрая. Пока мы наблюдаем, к сожалению, спад в экономике. Как это может повлиять на доходную часть бюджета следующего года? Предполагаете ли вы, что он может быть дефицитным? Вот такой сценарий Вы рассматриваете?

- Ну, во-первых, мы ожидаем в следующем году снижение доходов по сравнению с нашим прогнозом, а мы уже приняли бюджет, и соответственно мы точно не получим тех объемов нефтегазовых доходов. У нас уже не будет превышения доходов над расходами. Но мы не получим и тех доходов, которые мы распланировали на расходы. Это и нефтегазовые доходы, и другие, не связанные с нефтью и газом. НДС и прибыли, подоходные в экономике получим меньше, чем себе запланировали. В результате, бюджет не получит необходимого объема доходов для поддержания расходов. Мы ожидаем, что эта сумма будет от двух, от полутора до 2,5 триллиона рублей, это очень предварительно, которые нам придется заместить из Резервного фонда. Мы считаем, что 2009 будет самым трудным годом для российской экономики за последние 9 лет. И вообще-то самым трудным годом в мировой экономике. Я не помню такого плохого года, вот я имею в виду по статистике, послевоенное время в мировой экономике. Это будет самый худший год для мировой экономики в послевоенное время. И значит, что Россия не может быть вне этой мировой ситуации. Нашу продукцию – нефть и газ, металлы – покупают во всем мире, мы получим в три или в три с половиной раза меньше доходов, чем мы обычно получаем, это скажется на всех наших планах строительства, планах выплаты зарплат и в среднем по экономике, и в бюджетной среде. Поэтому мы должны быть к этому готовы.

- Алексей Леонидович, а если цена на нефть упадет до 30 и даже 20, есть такие разговоры среди аналитиков, причем они серьезно об этом говорят, хотя, конечно, эти цифры сейчас кажутся фантастическими, но недавно и 36 казалось нереальными. Что тогда будет делать государство в этих условиях?

- Ну, повторяю, у нас есть такой запас прочности, чтобы пройти и 30 долларов за баррель, и 20 долларов за баррель. Наши планы несколько придется скорректировать. Не снижая уровень расходов, даже при 30 и 20 долларах мы не собираемся снижать уровень расходов федерального, по крайней мере, бюджета. И мы, конечно, часть расходов переориентируем, если это будет такое глубокое падение, на те проекты, которые поддерживают экономику, которые дают дополнительный спрос и как можно быстрее дают такой спрос. Поэтому мы несколько переориентируем расходы, но не будем снижать. Это не затронет ни заработную плату, ни пенсии. Все эти бюджетные расходы будут выполняться в 100-процентном объеме.

- То есть гражданам не о чем беспокоиться?

- Бюджетникам – не о чем. Ни военнослужащим, ни врачам и учителям федерального бюджета. В субъектах РФ на зарплату опять же, на выплату социальных пособий всегда средств хватит. Федеральный бюджет подставит плечо и субъектам РФ. Меньше придется, может быть, что-то строить, закупать оборудование. Именно вот этот год или может быть 2010 год, вот такие начинаются сложные времена с точки зрения бюджетной системы. Но больницы, школы, все коммунальные службы будут работать бесперебойно. Здесь никаких проблем или уменьшения финансирования не ожидается.

- Алексей Леонидович, но у нас еще такое большое мероприятие, как Олимпиада, там огромные средства. Бюджет сможет потянуть это дело?

- Да, конечно, Олимпиаду мы потянем. Не так много таких объектов. Да, это большая стройка, это сотни миллиардов рублей, но они в наличии. Мы не видим такого драматического какого-то падения всех доходов, которые бы не позволили нам проводить эту стройку.

- Что касается доходов бюджета. Рассматриваете ли Вы возможность изменения налоговой нагрузки на предприятия как в одну, так и в другую сторону или нет?

- Налоговая нагрузка на предприятия снижена с 1 января 2009 года. Она снижена по всем направлениям.

- Кроме НДС.

- Но, я имею в виду по всем отраслям, с точки зрения налогов, когда снижение налога на прибыль затронет все отрасли: и добывающие, и перерабатывающие. Увеличение амортизации на 30 процентов. Это означает, что при постановке оборудования на баланс или завершения строительного объекта сразу 30 процентов идет на уменьшение налогооблагаемой прибыли. То есть в первый же год.

- Это сохраняет деньги у предприятия таким образом?

- Да, таким образом как можно быстрее возвращают эти средства предприятию на затраченные. И вот эта премия с 10 процентов до 30 процентов увеличена с 1 января. Это и для добывающих отраслей, и для перерабатывающих отраслей. Кроме того, нефтяная отрасль снижает НДС, то есть снижает налог на добычу полезных ископаемых. И в данном случае общее суммарное сокращение нагрузки на нефтяной сектор с учетом и прибыли, и амортизации, и налога на добычу полезных ископаемых составит примерно 250 миллиардов рублей в следующем году..

- НДПИ снижается?

- Снижается НДПИ и экспортная пошлина автоматически тоже снижается. Так вот дополнительно к этому плановому снижению еще почти на 10 миллиардов долларов мы снизили налоговую нагрузку нефтяному сектору. Налог на добавленную стоимость мы не собираемся в следующем году снижать. Продолжаем работать и по налогу на добавленную стоимость уже для 2010 года, определимся примерно в апреле-мае.