Тема:

70-летие Великой Победы 8 лет назад

Герой войны Валентин Гаврилов: место для награды искали вдвоем с президентом

Впереди – празднование 70-летия Победы. "Россия 24" продолжает вспоминать героев войны. Танкист Валентин Гаврилов из Калининграда ушел на фронт в 19 лет, участвовал в боях под Сталинградом и Восточно-Прусской операции. А на днях получил юбилейный орден из рук президента.

Впереди — празднование 70-летия Победы. "Россия 24" продолжает вспоминать героев войны. Танкист Валентин Гаврилов из Калининграда ушел на фронт в 19 лет, участвовал в боях под Сталинградом и Восточно-Прусской операции. А на днях получил юбилейный орден из рук президента.

- Ну и как он — легкий?
- Нет — такой тяжелый! Сколько он весит, интересно?
- 20 килограммов.

Он надевает парадный китель, увешанный орденами и медалями. Среди наград — и юбилейная медаль "70 лет Победы в Великой Отечественной войне". Вспоминая о награждении фронтовиков в Большом Кремлевском дворце, смеется — президент не сразу место для награды нашел.

"Он мне говорит: "Куда вешать? Места нет!" Я ему говорю — найдете место! И смеемся мы оба", — рассказывает ветеран.

На фронт Валентин Гаврилов ушел в 19 лет сразу после окончания 1-го гвардейского танкового училища. Молодой командир Т-34 свой первый бой принял в составе 5-й танковой армии под Сталинградом. "Прицелился, выстрел — танк загорелся. Хорошо попал — сразу, с первого выстрела. Я отлично стрелял. В этом бою я подбил целых три танка", — вспоминает он.

За Сталинград он получил свою первую боевую награду — Орден Красной Звезды — и здесь же, в бою, чуть не погиб. Экипаж Гаврилова метко подбил вражеский танк, но немец успел выстрелить из пылающей машины. Гаврилова ранило, его машина тоже загорелась.

"Весь танк загорелся сразу. Что тут делать? Мы все выпрыгнули из танка, отбежали в сторону, спрятались — потому, что он может взорваться", — рассказывает Гаврилов.

Он форсировал Дон, воевал под Москвой, в Белоруссии, Литве, дошел до Восточной Пруссии и в должности начальника штаба танкового батальона штурмовал Кенигсберг. Восточно-Прусская операция была напряженной, нацисты яростно сопротивлялись. Танкистам очень непросто было вести городские бои — машины вынуждены были идти колонной, и только головная могла вести огонь. На его глазах танк товарища подбили, экипаж сгорел заживо. Но они не озлобились. Солдаты, и сами голодавшие, делились продовольствием с местным населением.

"Ко мне вот такая маленькая девчонка подбегает — вот, ниже стола. За палец меня берет, дергает, говорит "essen, essen, essen" — есть просит. Ординарец говорит: "Я вчера доппаек получил вам — консервы, сухари". Он принес вещмешок, я повесил ей на плечики — беги, маме отдай. Она побежала, смеется", — вспоминает он.

В танковом батальоне Гаврилова воевали татары, грузины, киргизы, русские и украинцы. Но тогда национальность не имела значения — все воевали за одну Родину против фашизма. А теперь ветерана расстраивают заявления отдельных польских политиков и новости с Украины. В происходящее он просто не может поверить.

"Если б можно было, я бы пошел туда воевать! Забыли о Победе, Порошенко отменил 23 февраля", — говорит ветеран.

После войны танкист Валентин Гаврилов так и остался в Калининграде. Вместе с супругой Валентиной, с которой познакомились на фронте, вырастил двух сыновей. Для детей отец оказался непререкаемым авторитетом — оба тоже закончили танковое училище.