Зурабу Церетели – 75

Президент Российской академии художеств, народный художник СССР Зураб Церетели отмечает юбилей. 4 января ему исполняется 75 лет. Масштабы его деятельности поистине огромны в прямом и переносном смысле. Монументальные произведения Церетели можно встретить практически на всех континентах мира. Его работы хотя и вызывают весьма неоднозначные оценки у современников, давно стали частью архитектурного облика Москвы.

Президент Российской академии художеств, народный художник СССР Зураб Церетели отмечает юбилей. 4 января ему исполняется 75 лет. Масштабы его деятельности поистине огромны в прямом и переносном смысле. Монументальные произведения Церетели можно встретить практически на всех континентах мира. Его работы хотя и вызывают весьма неоднозначные оценки у современников, давно стали частью архитектурного облика Москвы.

Я постоянно за работой, говорит Зураб Церетели: каждый день, с утра до вечера, не могу остановиться: на холсте, керамике, в бронзе. 5 тысяч одних только полотен, а еще – мозаичные, эмалевые работы, монументальные памятники, общий вес которых исчисляется десятками тысяч тонн.

"Потребность – ведь когда тебе хочется петь, надо же петь. Так же я. Хочется! Вот сейчас у меня психоз – создать образ Александра Первого", – рассказывает Зураб Константинович.

Свою живопись он принципиально не продает, только дарит, говорит, что большая часть работ – в музеях.

"Я стал жмотом, не даю никому – потому что все хочу в этом музее", – шутит Зураб Церетели.

За 50 лет он прошел путь от малоизвестного живописца, занимавшегося оформлением советских посольств, до президента Российской академии. Приобрел связи и статус придворного столичного художника. Московский мэр заказывает своему другу все главные скульптурные и архитектурные композиции. От вопросов, сколько стоят заказы, Церетели уходит.

"Никто не финансирует, это мой труд, мой труд. Я, знаете… если не будешь трудиться, ничего не получится в жизни. У меня работа – я не могу, если каждый день не держу или кисть, или ручку, или на заседании", – рассказывает Зураб Константинович.

Свой стиль, говорит художник-монументалист, нашел еще на третьем курсе. Когда – добавляет – времена были другими: молодым художникам гораздо проще было применить свои знания и способности.

"Когда я окончил, и все, кто кончал, три года мы получали стипендию. Три года – мы уже мастерами становились. И три года уже народ знал, что уже на выставках выставлялись. И уже знали, кто, как и так далее. Это раз. Потом были производственные базы – там, завод Мытищи, продано – бутылки выпускает, было Литейный завод – когда там можно было покрыть всякие увеличения скульптурой", – вспоминает Церетели.

Церетели начал не с заводов: лучшим сочли его проект по оформлению курорта в Пицунде. И сегодня, говорит, заказы выполняю – исключительно государственные: выигрываю конкурсы и получаю гранты. Или, будучи членом Общественной палаты РФ и Послом Доброй Воли, устанавливаю монументы безвозмездно.

"Вот передал я дар Московскому музею современного искусства. Это фактически… это бюджетное, да! Ну это мой… ну назовите второго человека, который так же поступил", – говорит Церетели.

Он живо откликается на проблемы – антитеррористическая "Слеза скорби", памятник по борьбе со СПИДом. Но больше – признается – вдохновляет не актуальность, а сюжеты, давно ставшие историей: одних только статуй российских царей и князей Церетели изваял десятков 7.