Об информационном вакууме. Реплика Максима Кононенко


Фото ТАСС.

Когда происходит какое-нибудь резонансное событие, приковывающее к себе внимание миллионов, всегда образуется серьезный вакуум информации. Событие уже произошло, и миллионы жаждут подробностей. А подробностей пока нет, журналисты с полицией не успели накопить достаточное количество информации.

Когда происходит какое-нибудь резонансное событие, приковывающее к себе внимание миллионов, всегда образуется серьезный вакуум информации. Событие уже произошло, и миллионы жаждут подробностей. А подробностей пока нет, потому что событие произошло только что, и журналисты с полицией просто не успели накопить достаточное количество информации.

Этот информационный вакуум, когда миллионы ждут того, чего пока нет, как и любой другой вакуум, с шумом начинает всасывать в себя все окружающее. Слухи, сплетни, оговорки — все начинает быть новостями. И ладно бы все эти утоляющие первоначальную информационную жажду ошибки исчезали после того, как появляется настоящая информация. Нет, они продолжают жить и в медиа, и в сознании публики, внося сумятицу и искажения в восприятие действительной ситуации.

3 марта в Москве, на Троекуровском кладбище хоронят Бориса Немцова, убитого вечером 27 февраля на Большом Москворецком мосту. Преступление произошло поздно вечером в пятницу, и когда миллионы узнали о нем утром в субботу, они с жадностью стали впитывать распространенные за несколько предыдущих часов прессой подробности. В первом сообщении ТАСС, например, говорилось так, цитирую: "По предварительным данным, неизвестный из машины произвел не менее 7-8 выстрелов". Конец цитаты. Вскоре версия изменилась: якобы, машина остановилась на мосту, из нее выскочил человек, выстрелил в политика, после чего сел в машину и та уехала.

А вот первое сообщение агентства "Интерфакс", цитирую: "Автомобиль, на котором скрылись убийцы Бориса Немцова, белый "Форд Фокус" или "Форд Мондео". Белый цвет автомобиля продолжает жить в медиа почти сутки, причем различные СМИ публикуют видеозаписи, на которых предположительно запечатлен автомобиль преступников до и после преступления, а полиция в ходе плана "Перехват" обнаруживает в арбатских переулках белую почему-то "Ладу Приору" с ингушскими номерами. Вскоре выясняется, что этот конкретный автомобиль ни при чем, но в социальных сетях и прессе уже вовсю обсуждается, что на записях видеокамер отличить "Форд" от "Лады" довольно проблематично. Некоторые публицисты даже пишут на эту тему статьи.

В субботу вечером взрывается информационная бомба. Телеканал ТВЦ публикует низкого качества видеозапись, на которой запечатлен момент преступления. Видео очень плохого качества, но на нем видно, как по мосту идут двое. Сзади их догоняет уборочная машина, причем комментатор телеканала говорит: "снегоуборочная", чем добавляет пищи любителям конспирологии, ведь снега-то нет.

В тот момент, когда уборочная машина поравнялась с идущими, из-за нее вдруг выскакивает неизвестный и садится в подъехавшую машину, марку которой определить невозможно. Более того, эта машина явственно не белого цвета. Она темная. Уборочная машина отъезжает и видно, что вместо двух фигур на мосту осталась одна. Убийство произошло. Публика в недоумении: как же так? Ведь уже сколько часов мы уверены, что убийца выскочил из белой машины, на которой потом и уехал. Полиция искала белую машину. И откуда же взялся преступник, если на видео видно, что он не выходил из машины?

В такой момент очень интересно вернуться назад и заново перечитать все новости по теме. Из этих новостей следует, что непосредственных свидетелей преступления было двое — спутница Немцова и шедший сзади мужчина. Ни девушка, ни мужчина не видели, как преступник стрелял. Оба они говорят, что услышали выстрелы, после чего политик обмяк и упал. Откуда же тогда стало известно, что стрелок якобы выскочил из машины? Очень просто — информационный вакуум засосал чье-то предположение под видом реальности. Ведь если свидетели видели, как убийца садился в машину, то они могли предположить, что он из этой машины и вышел. Хотя и не видели этого сами.

А ведь уже написаны десятки статей. Сотни постов в социальных сетях собрали тысячи комментариев. И все это только для того, чтобы через сутки узнать, что все было совершенно иначе.
Точно так же обсуждаются в медиа-пространстве причины падения цен на нефть. Прогнозируется курс доллара. Точно так же диванные аналитики ищут свидетельства вторжения российской армии на Украину и находят их каждый день. А политологи строят предположения о взаимоотношениях внутри власти исходя из расположения лиц на официальных фотографиях.

Конечно, никому нельзя запретить это делать. Но просто всегда имейте в виду – даже если вам что-то рассказывает информированный источник, никогда нельзя гарантировать, что это правда.