Неприятная правда. Реплика Александра Привалова


фото EPA

Продолжаются однообразно печальные новости от международных рейтинговых агентств. Очередная волна началась полторы недели назад, когда агентство Moody’s, одно из "большой американской тройки", понизило рейтинг Российской Федерации до верхней ступеньки спекулятивного уровня – Ba1.

Продолжаются однообразно печальные новости от международных рейтинговых агентств. Очередная волна началась полторы недели назад, когда агентство Moody’s, одно из "большой американской тройки", понизило рейтинг Российской Федерации до верхней ступеньки спекулятивного уровня – Ba1.

С этого момента уже по версии двух ведущих международных агентств у нас оказался неинвестиционный суверенный рейтинг, что возымело очевидные последствия. А именно: за истекшие с того момента дни и Moody’s, и Standard & Poor’s понизили рейтинги либо поставили прогноз рейтинга на понижение целому ряду российских банков, финансовых институтов, регионов, городов и госкомпаний. Часть из них (например, ВЭБ или Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) сохранила рейтинг на уровне суверенного, другие получили новый рейтинг не на верхней ступеньке, а ниже, уже в толще спекулятивного уровня. Все это не то, чтобы влекло за собой материальные потери – доступа к западным кредитам мы так и так на неопределенное время лишены санкциями; но имиджевые потери страны и ее отдельных эмитентов — очевидны.

Официальные лица РФ считают, что снижение кредитного рейтинга России мотивировано политически. Министр финансов Силуанов назвал решение Moody's "запредельно негативным", основанным на прогнозе, "не имеющем аналогов" по пессимизму – и также увидел за этим решением политические факторы. И это все безусловная правда: прогнозы Moody’s весьма жестки – во всяком случае, по сравнению с теми прогнозами, что употребляются в нашей внутренней полемике, – а выводы явно политизированы. Вот вам показательный пример. Среди компаний, которым на прошлой неделе Moody’s понизил рейтинг до спекулятивного уровня, была и "Газпром-нефть". А вчера пришло известие, что крупнейшее рейтинговое агентство Китая Dagong присвоило "Газпром-нефти" чрезвычайно высокий долгосрочный рейтинг АА. Гигантская разница между двумя этими оценками говорит, я думаю, сама за себя. Да и в целом по стране. То же Moody’s, которое сейчас снижает суверенный рейтинг России ступенька за ступенькой, не снизило его ни на миллиметр в ходе кризиса 2008-09 годов. А ведь тогда экономическая и финансовая ситуация в России по большинству основных параметров была гораздо хуже, чем сегодня. Так что политики в действиях "большой тройки" рейтинговых агентств и впрямь хватает.

Но неправильно было бы отнести на счет политики весь смысл понижения наших суверенных рейтингов. Если внимательно почитать аргументацию, которой Moody’s снабдило своё последнее решение, там есть и вполне основательные суждения. Вот, например: "Денежные власти находятся перед лицом конфликтующих друг с другом задач поддержания высоких процентных ставок, необходимых для сдерживания роста курса рубля и подавления инфляции, с одной стороны, и снижения процентных ставок для активизации экономического роста и оздоровления банковской системы – с другой". Что, разве неправда? Чистая правда. Далее, американцы пишут: "По нашему мнению, маловероятно, что политики смогут разрешить эти противоречия с целью перелома негативного тренда в общеэкономической динамике". Неприятно читать? Очень неприятно. Но ведь правда же: дискуссия о том, как разрешить этот клубок мешающих друг другу задач, не только не завершилась, но еще и не развернулась толком.

Министр Силуанов совершенно прав, когда говорит, что прогноз Moody’s весьма мрачен. Они прогнозируют "сильную рецессию" в текущем году и продолжающееся сжатие экономики в 2016-м. Но "мрачный", к сожалению, не обязательно означает "неверный". Напомним: тот же Минфин категорически настаивает на том, чтобы бюджетные расходы нынешнего года были сокращены на два с лишним процента ВВП. Это существенно жёстче требований Евросоюза и МВФ к Греции: от неё, помнится, требовали ужаться «всего» на процент-полтора ВВП, но и этого хватило, чтобы додавить экономику. Урезать два процента ВВП от бюджетных расходов и рассчитывать, что это пройдет без крайне грустных последствий, после греческого эксперимента – как-то уж совсем было бы странно. Так что, помимо того, чтобы заслуженно, совершенно заслуженно бранить американских рейтингистов за политизированность их приговоров, надо старательнее искать решения реально существующих проблем. И если обидные, не слишком справедливые оценки рейтинговых агентств хоть как-то подстегнут принятие нам самим необходимых решений в экономике, можно будет даже сказать этим самым агентствам спасибо.