Ветеран Виктор Азаров: лет десять после войны снилось, что попадал в плен

В рубрике "Победа" – рассказ об участнике обороны Ленинграда и освобождения Тихвина Викторе Яковлевиче Азарове. Войну он начал под Смоленском, а закончил в Австрии, пройдя с боями половину Европы и получив множество ранений.

В рубрике "Победа" — рассказ об участнике обороны Ленинграда и освобождения Тихвина Викторе Яковлевиче Азарове. Войну он начал под Смоленском, а закончил в Австрии, пройдя с боями половину Европы и получив множество ранений.

- Это гвардейский знак с того времени — он у меня с 1941 года.

Для Виктора Азарова война началась летом 1941-го.Тяжелое отступление по Смоленской дороге, окружение, из которого полк вышел — никто не сдался в плен и, что важно, не потеряли ни одного орудия. Его 153-я стрелковая дивизия принимала участие в освобождении Ельни — за это и была переименована в гвардейскую, и значок этот — самая дорогая награда у Азарова. В окружение он потом попадал несколько раз. Очень боялся оказаться в плену, ведь было известно — его как политработника и члена партии немцы сразу же расстреляют. Но свой партийный билет он хранил в гимнастерке, даже когда был в окружении.

"А сколько у нас сожгли билетов, поуничтожали, побоялись выходить с билетом — потому, что, говорили, сразу, как какое-то отношение имеешь к партии, к коммунистам — тебя пытают и расстреливают. Меня бы наверняка расстреляли, но я его не рвал свой партийный билет", — рассказывает он.

В апреле Виктору Азарову будет 94 года. Он похоронил любимую жену Антонину — с ней поженились на фронте в 1944-м. Она — медик, к тому времени дважды была ранена. Сам Виктор Яковлевич был изранен весь — прострелены легкие, поврежден глаз. На Курской дуге товарищи вытаскивали его из горящего танка через узкий нижний люк, правая рука была тогда буквально смята.

Он был на самых страшных участках фронта. Оборонял Ленинград, потом его полк освобождал Тихвин. Сам маршал Говоров вручил ему Орден Красной звезды. Ленинградский и Волховский фронты в мороз, окопы в Синявинских болотах, скудный паек — а то и вовсе несколько дней без хлеба.

"Получили полушубки, выходили из окружения, а потом — жребий бросали и мой полушубочек пошел в оборот. Мы его рубили, опалили — знаем, что это из животного сделано — рубили, потом в котелке или в каске варили — вот так было. И такую пищу принимали!" — вспоминает ветеран.

Виктору Азарову уже не вспомнить всех боевых операций, в которых участвовал, всех населенных пунктов, которые освободил. Белград, Будапешт — его Азаров называет страшным городом, там были уличные бои, опасность на каждом шагу. Вспоминает больше человеческие судьбы — командира полка, которого спас, и, конечно, фронтовых друзей.

- Вам, наверно, приходилось хоронить Ваших боевых товарищей?
- Много раз. Не надо об этом.

Виктор Азаров собирается в этом году на Парад Победы — на Красной площади он будет как почетный гость. Надеется встретить там своего единственного оставшегося в живых фронтового друга. Война всю жизнь с ним. Не забыть и той радости — залпов из всех орудий в Австрии, где он встретил 9 мая 1945 года. Не забыть и самое страшное и тяжелое.

- Лет десять после войны в плен попадал… Снилось, снилось, снилось.