Большая китайская перестройка. Реплика Григория Бегларяна

5 марта в Пекине начнет работу Всекитайское собрание народных представителей. Финансовый мир будет следить за его решениями. Основная интрига в том, какие официальные параметры экономического положения Китая будут озвучены, и признают ли власти текущее состояние китайской экономики предкризисным.

5 марта в Пекине начнет свою работу Всекитайское собрание народных представителей. Весь финансовый мир будет внимательно следить за теми решениями, которые будут приняты на этом заседании. Основная интрига итогов этого собрания в том, какие официальные параметры экономического положения Китая будут озвучены, и признают ли власти текущее состояние китайской экономики предкризисным.

Китайская экономика переживает период структурной перестройки и испытывает существенные риски значительного падения внутренних цен (так называемая дефляции) и соответствующего снижения потребительской активности (как последствия дефляции). В промежутке между 2011 годом и ноябрем 2014 года цены производителей в Китае упали на 10%, а годовой показатель находится на отрицательной территории уже 33 месяца подряд. За такой же период времени индекс потребительских цен упал с 6% до менее 1%.

На данный момент основная идея состоит в том, что власти КНР понизят свои "желаемые" ориентиры по ВВП с нынешних 7,5% до 7%, но, если эти целевые уровни будут понижены сразу до 6,5%, этот момент может спровоцировать отрицательные последствия на финансовых рынках, и оказать дополнительное давление на стоимость сырьевых товаров.

Основным фактором, который стимулирует развитие дефляционной тенденции в китайской экономике, является наличие огромного переизбытка производства, и вполне логично, что идет естественный процесс сокращения этих избытков.

Другой вопрос, что по мере сокращения лишних производственных мощностей, наблюдается планомерное снижения темпов экономического роста, поскольку китайская экономика все еще не может нащупать каких-либо дополнительных точек роста. От кризиса 2008 года выиграла сфера недвижимости, поскольку туда потекли инвестиции и кредиты, но и здесь наметился значительный спад после того как китайские власти попытались охладить этот сектор с помощью административных мер. Однако административное вмешательство привело к тому, что китайский рынок недвижимости не просто охладился, а перешел в состояние "глубокой заморозки", и теперь местные власти пытаются каким-то образом оживить жилищный сектор, чтобы остановить падение цен на коммерческую недвижимость и предотвратить долговую катастрофу.

Наличие избыточных производственных мощностей, и сохранение спада на рынке недвижимости увеличивает риски дефляции, и создает опасность повторения японского сценария в виде длительной экономической стагнации. Такая угроза действительно существует, и даже усиливается за счет несбалансированной финансовой системы, закрытых капитальных счетов и финансовых привилегий для предприятий с госучастием. Чтобы выбраться из порочного круга, понадобится много сил, терпения и времени.

Главный вопрос, который волнует многих — не захотят ли китайские власти решать возникшие проблемы меньшими силами и за короткий срок. Сделать это можно путем активной девальвации национальной валюты-юаня. Несмотря на некоторые издержки для Китая в виде локальных потрясений на внутреннем финансовом рынке, и проблем для отдельных банковских институтов и компаний определенные преимущества для экономики девальвация юаня, несомненно, предоставит. Однако в таком случае получится побочный эффект для мировой экономики.

Девальвация юаня неизбежно спровоцирует дефляционную волну в развитых странах, и серьезно ударит по экономике основных азиатских стран, которые участвуют в логистической цепочке Китая, то есть ориентируются на продажу товаров в эту страну. Таким образом, если китайские власти все-таки поддадутся искушению ослабить свою валюту для быстрого решения текущих экономических проблем, можно будет говорить о том, что все усилия Центробанков развитых стран пойдут насмарку.

Многолетнее денежное стимулирование со стороны ФРС США или европейского Центробанка (не говоря уже о Банке Японии) было направлено, прежде всего, на предотвращение этой самой дефляции, и когда уже кажется, что успех в этой борьбе вроде бы почти достигнут, китайский сюрприз может все испортить. И тогда мировым Центробанкам придется или начинать все сначала, то есть снова печатать деньги либо просто отказаться от дальнейшей борьбы, переложив ответственность на свои правительства.