ЕГЭ подкрался незаметно

Самое неожиданное возвращение от каникул к реальной жизни в 2009 году ждало не офисных работников и тяжело переживающих кризис бизнесменов, а простых абитуриентов, то есть пока еще в основном учеников 11-х классов.

Самое неожиданное возвращение от каникул к реальной жизни в 2009 году ждало не офисных работников и тяжело переживающих кризис бизнесменов, а простых абитуриентов, то есть пока еще в основном учеников 11-х классов. Правительство сделало так, что желающим поступить в этом году в вузы школьникам с первого же месяца Года быка придется жить по новому графику: незадолго до нового года министр образования России Андрей Фурсенко подписал приказ о введении для поступления в вуз двух дополнительных обязательных ЕГЭ по профилирующим предметам.

До сего момента обязательными для выпускников были два ЕГЭ, по математике и русскому языку, а профилирующие предметы поступающие сдавали в форме, установленной вузом.

Теперь же перечень вступительных экзаменов будет определяться не институтом, а министерством.

Например, для поступления на химический факультет абитуриенту необходимо будет сдать в школе ЕГЭ по русскому, математике, физике и химии, а вузу остается только решить, является ли набранное им количество баллов проходным. Распространяется нововведение и на творческие профессии: для поступления на актерский или музыкальный факультет абитуриенту необходимо сдать тесты по литературе, истории и русскому языку. Творческий конкурс будет проводиться без изменений.

В этой новой унифицированной модели есть и исключения: 24 вузам России, в том числе МГУ им. Ломоносова, СпбГУ, ВШЭ и МГИМО, разрешено проводить дополнительные испытания. Ключевое слово – "дополнительные": четыре отныне обязательных ЕГЭ желающим стать студентами сдать все равно придется. И уже потом, в зависимости от результатов теста (приемные комиссии "избранных" вузов заранее должны обнародовать свой минимальный проходной ЕГЭ-балл), учащимся можно будет приступать к выполнению "сверхзадач". С их количеством и форматом получившие привилегию институты должны определиться не позднее 1 февраля 2009 года.

В теории нововведение выглядит замечательно: учащийся выпускного класса определяется со специальностью, смотрит, какие предметы предписано сдать для поступления на выбранный факультет, не выходя из стен родной школы пишет необходимые ЕГЭ и, получив достаточный балл, без дополнительных усилий поступает в любое высшее учебное заведение страны.

Но так ли радужно все на практике? Для выпускников этого года – однозначно нет. Дело в том, что, выбрав конкретный институт и факультет, учащийся начинает готовиться не столько по предмету в целом, сколько по форме его сдачи. Гуманитарии пишут одноформатные сочинения и тесты, физики и химики решают типовые задачи... Такая подготовка, может быть, не совсем честна с точки зрения богатства знаний, но зато она обеспечивает наиболее высокую вероятность поступления – и ведется уже с сентября. Получается, едва абитуриенты освоили формат и начали вкладывать в него реальные знания, как правительство сделало им рождественский подарок в виде совершенно нового, чуждого не то что студентам, но даже их вузовским преподавателям и репетиторам формата экзамена. На перестройку сознания и переподготовку "под тест" выпускникам-2009 остается всего лишь 4 месяца.

Более того, некоторым школьникам придется не просто "перестраивать формат", но и буквально с нуля учить предмет! Из-за того, что экзамены на факультеты одной специальности в разных вузах теперь задаются департаментом и их набор неизменен, многим абитуриентам придется за оставшиеся месяцы выучить не значившиеся раньше в их личных списках предметы. Например, физику для поступления в медицинский или иностранный язык для учебы на соцфаке. Родители в ужасе, преподаватели отказываются брать дополнительных учеников.

Но даже это было бы не так страшно, если бы негативные последствия нововведения ограничивались исключительно текущим годом. Проблем в связи с единоформатным и вездесущим ЕГЭ предвидится немало – на ближайшие 5 лет точно хватит.

Во-первых, спорен сам тест – о его туманности, сложности и обилии фактических ошибок в заданиях не писал только ленивый. А ЕГЭ по литературе или истории – самый страшный ночной кошмар любого вузовского преподавателя-гуманитария. Тем не менее, он стал реальностью: литература и история в форме ЕГЭ входят в число обязательных экзаменов для большинства "нетехнических" факультетов (журналистика, педагогика, филология). Вместо того, чтобы развивать у детей умение мыслить, рассуждать и грамотно говорить (чем традиционно занимались на уроках литературы в старших классах раньше), будущих студентов будут учить правильно расставлять крестики и выбирать "завветные" ключевые слова.

В этом свете совершенно справедливым кажется высказанное ректором МГУ Виктором Садовничим опасение, что студенты, поступившие в "сильные" учебные заведения по результатам ЕГЭ, просто не смогут там учиться – им не хватит знаний и способностей. Уже сейчас преподаватели университета жалуются на невероятно низкий уровень подготовки поступивших в 2007 году студентов: представители «первого потока», сдававших русский язык по ЕГЭ не знают даже, как правильно пишется слово "привилегия".