Тема:

70-летие Великой Победы 8 лет назад

К 70-летию Победы "Книга памяти" выйдет в электронном виде

Пензенские краеведы и архивисты выпустят новый, 12 том "Книги памяти". К 70-летию со дня Великой Победы издание выпустят в электронном виде. Этот памятник истории содержит в себе много фамилий, но не все. За 40 лет из исторического небытия удалось вернуть тысячи пензенских бойцов.

Пензенские краеведы и архивисты выпустят новый, 12 том «Книги памяти». К 70-летию со дня Великой Победы издание выпустят в электронном виде. Этот памятник истории содержит в себе много фамилий, но не все. За 40 лет из исторического небытия удалось вернуть тысячи пензенских бойцов. Поэтому и появилась нужда в многотомной «Книге памяти Пензенской области».

Первые десять были изданы в 1994-1995 годах XX века — к 50-летию Дня Победы. Информацию для него тогда практически вручную собирала специальная редколлегия. «Труд они проделали титанический. Они для своей работы использовали распечатки из архива министерства обороны, документы наших военкоматов и результаты подворных опросов населения», — пояснила директор государственного архива Пензенской области Татьяна Евневич.

К 65-летнему юбилею Победы выпустили одиннадцатый том. В его создании архивистам ощутимо помогали краеведы. «Пытались найти родственников или в самом военкомате смотрели, когда солдата призвали, и уточняли фамилии», — отметил военный историк Геннадий Тамбовцев.

Уточнять приходилось не только фамилии, но и названия населенных пунктов, из которых призывались или в которых гибли пензенские солдаты. «По калининградской, по казахстанской «Книге памяти» мы проводили выявления. Очень много названий наших населенных пунктов написано неправильно», — сказала ведущий архивист ГАПО Ольга Вовкотруб.

Часто работникам архива приходилось догадываться, что, например, Пасялки — это Пазелки, Маххан — это Мокшан, Шамшинский район на самом деле Шемышейский, а Гинза — это Пенза. Зато кропотливая работа дала точный результат. В 11-й том, помимо основной части с новыми, ранее неизвестными фамилиями, вошла еще одна, с уточненными данными.

«Мой дядя был внесен в первые 10 томов как пропавший без вести. Я смогла выяснить его судьбу. Он погиб почти в конце войны — в апреле 1945 года в Австрии», — подчеркнула начальник отдела Государственного архива Пензенской области Людмила Кускова.

В настоящее время работа над 12-м томом «Книги памяти» уже завершается. Обработаны 6 тысяч фамилий, всего выявлено 13 тысяч. Отметим, что издавать в бумажном виде сборник пока не будут.