Виктор Черномырдин: Россия обеспечена газом на ближайшие 100 лет

иктор Черномырдин, посол России на Украине, в эксклюзивном интервью каналу "Вести" рассказал о том, как строилась газотранспортная система, и кто был против превращения СССР в "газовую" супердержаву
иктор Черномырдин, посол России на Украине, в эксклюзивном интервью каналу "Вести" рассказал о том, как строилась газотранспортная система, и кто был против превращения СССР в "газовую" супердержаву
Виктор Черномырдин, посол России на Украине, в эксклюзивном интервью каналу "Вести" рассказал о том, как строилась газотранспортная система, и кто был против превращения СССР в "газовую" супердержаву.

Виктор Черномырдин, посол России на Украине, в эксклюзивном интервью каналу "Вести" рассказал о том, как строилась газотранспортная система, и кто был против превращения СССР в "газовую" супердержаву.

- Вы видите, какие коридоры идут, сколько газопроводов? Если ты где-то останавливаешь, придется остановить скважину. Система так построена, – говорит Виктор Черномырдин.

- То, как на Украине поступили с газопроводом, так можно было вообще поступать?

- Нет. Ни в коем случае. Они должны были созвониться с российской стороной.

- К чему это может привести?

- Ко многому. Может привести к тому, что газопровод нельзя будет запустить. Может привести к аварии в газотранспортной системе, на компрессорной станции. Всего можно ожидать, но это трудно предсказать. Но так просто не делают, это некорректно. Если ты останавливаешь, ты обязан сказать.

- А если бы были "Северный поток" и "Южный поток", полегче было бы?

- Но если вопрос встанет так дальше, мы вообще можем обойти Украину. Они сегодня очень близки к тому, чтобы остаться со своей газотранспортной системой один на один, с металлоломом, зарытым в землю.

Вся эта система складывалась на его глазах и при его непосредственном участии. И то, что происходит сейчас, ничего, кроме возмущения, у Черномырдина не вызывает.

- Виктор Степанович, как посол России на Украине и как профессиональный газовик, как вы можете оценить сложившуюся ситуацию?

- Порой этот бред – я его по-другому не могу назвать – комментировать мне тяжело и неприятно. Балаган натуральный! К этому вели. К этому и довели. Считал и считаю: все исходит от руководства Украины. Или они не понимают, что они делают, или понимают, но делают специально.

- На Украине говорят, что все, что происходит, это потому, что у России газа мало.

- Это кто говорит? У них мозгов мало, если они говорят такие вещи! У себя надо смотреть. Не надо заглядывать в чужие карманы, не надо лезть туда, где ты абсолютно ничего не понимаешь. Мне нечего тут добавить. Все, чем мы располагаем, – наше. Мы на ближайшие сто лет обеспечены.

- А как вам кажется, президент Ющенко самостоятелен в своих поступках? Или им кто-то дирижирует?

- Мне трудно сказать. Может быть, кто-то рядом подсказывает, может быть, кто-то подальше. Но когда речь идет о государстве и ты несешь ответственность перед всем народом, кто бы ни подсказывал, чего бы ни подсказывал, – это величайшая ответственность.

- А помните, как подписывался первый договор о поставках газа из СССР в Западную Германию? Это ведь в разгар холодной войны. И тогда США тоже были против?

- Еще как были против! Но тогда были настоящие руководители в Западной Европе, в том числе и в Германии, которые принимали решения независимо от того, как подумает дядя из-за океана. И подписали.

- И второе такое же было вмешательство, когда нам объявили эмбарго на поставку оборудования.

- Тогда хотели помешать. Мы и тогда купили это оборудование. У американцев купили же. Чихать они хотели на всех тех руководителей, которые пытались запретить эмбарго.

Начало деловым отношениям между СССР и ФРГ было положено еще в далеком 1955-м, спустя 10 лет после войны. В Москву прилетел легендарный канцлер Западной Германии Адэнауэр. Но по-настоящему прорыв случился только через 15 лет, когда 1 февраля 1970 года под звон бокалов в эссенском отеле "Кайзерхоф" был подписан советско-германский договор "газ – трубы".

Для доставки газа в Европу требовались трубы большого диаметра, которые в то время советская промышленность делать не могла. Партнеров из ФРГ впечатляли гигантские масштабы разведанных запасов природного газа в Западной Сибири. Советское правительство прекрасно отдавало себе отчет в том, что такое газ для развития экономики и для пополнения валютных запасов, если его продавать на Запад.

Газовики окружены повышенным вниманием. В том же 1970-м XI Международный газовый конгресс собирают не где-нибудь, а во Дворце Съездов в Кремле. С трибуны собравшимся зачитывают приветствие советского премьера Алексея Косыгина.

Но на пути газовых поставок в Западную Европу неизменно оказывались США. Валентин Фалин, в те времена – посол СССР в ФРГ, прекрасно помнит, какое сопротивление приходилось преодолевать. Конечно, Америка не хотела видеть в СССР великую газовую державу.

"Они через своих людей и напрямую поставили вопрос так: мы категорически против, Европа попадает в чрезмерную энергетическую зависимость от Советского Союза. Соединенные Штаты и тогда, и сейчас напрямую в это вмешивались", – рассказывает Фалин.

Одна из самых решительный атак – после ввода советских войск в Афганистан. Бойкот московской Олимпиады в 1980-м, а при самом стойком бойце холодной войны – Рональде Рейгане – в 1981-м – торговое эмбарго. Вашингтон сильнее всего давил на Западную Германию. Но даже тогда, в столь непростое время, это не смогло поколебать веру немцев в газовый контракт с Советами. Бонн заботился о своих интересах.

"Несмотря на то что было американское эмбарго, которое мы не приняли, и другие проблемы, газ точно пришел в Германию", – отметил Андреас Майер Ландрут, в 1980-1983, 1987-1989 годах – посол ФРГ в СССР. Надежность партнеров испытана временем.

В Западной Сибири разворачивается стройка века. Советский Союз упрямо тянет трубу в Западную Европу. Разработаны уникальные технологии. Над этим трудятся четыре отечественных НИИ. Как закрепить четырехкилометровую скважину в вечной мерзлоте или как удержать сотни километров трубопровода, потому что, поднимаясь из-под земли, газ нагревается – все начинает плыть?

Виктор Черномырдин теперь вспоминает, в каких невыносимых условиях приходилось строить и ликвидировать аварии, которые порой приключались. "Рвануло так, что болото стало не болотом. Нет болота! Было – и нет! Выплеснуло все – такая силища! Сварщик потолочный шов делает. Вот какие люди работали на этих объектах. Вот кто сделал эту систему. Вот кто ее сотворил. Вот кому низкий поклон", – сказал он.