ОСАГО: обещанного три года ждут

14 тысяч российских автолюбителей, попавших в аварии, скорее всего, останутся без компенсаций по полисам ОСАГО. Компания, у которой они купили страховки, обанкротилась. На помощь мог бы прийти Российский союз автостраховщиков, но руководство страховой компании не оставило никаких документов.

14 тысяч российских автолюбителей, попавших в аварии, скорее всего, останутся без компенсаций, которые полагались им по полисам ОСАГО. Компания, у которой они купили страховки, обанкротилась. Впрочем, на помощь водителям мог бы прийти Российский союз автостраховщиков и погасить все долги. Но руководство страховой компании съехало из офиса, не оставив никаких документов, исходя из которых можно было бы получить компенсации.

Страхование само не застраховано от банкротства. Это такой же бизнес, в котором риски иногда не оправдываются. "Генеральный страховой альянс" считался 15-ой по величине страховой компанией в России. В итоге остались 14 тысяч невыплаченных страховок и долгов на общую сумму в 420 миллионов рублей. Офис компании закрыт, и хотя на верхних этажах горит свет, на первом – темные окна и ни звука. Лишь недовольный стук в дверь иногда разносится по окрестности.

Сергей Прежевальский с Андреем Горбачёвым занимаются грузоперевозками. Новым обстоятельством они расстроены не на шутку. "У нас застрахованы машины, и не одна – пять штук", – объясняет Сергей Прежевальский, клиент компании ГСА.

Другой клиент фирмы ходит сюда уже полгода – летом ему разбили машину "ВАЗ-2109". До сих пор не получил ни копейки. "4 месяца мне только насчитывали сумму. Насчитали 37 тысяч, хотя машина – под списание", негодует Владимир Максимов, клиент компании ГСА.

Похожая ситуация у Ирины Виноградовой. Хотя сама она из Общества защиты прав потребителей, но перед сотрудниками ГСА оказалась беззащитна, когда в июне ей помяли легковой "Опель". "Начался страховой футбол. Секретарша меня адресует в отдел начисления, оттуда посылают в отдел, который отвечает за перечисление денег, а там мёртво молчат", – рассказывает Ирина Виноградова, главный редактор журнала "Спрос", член правления Конфедерации общества потребителей.

"Генеральный страховой альянс" прекратил выплаты компенсаций ещё в начале декабря. Именно из-за этого компании тут же приостановили действие лицензии, которую, по всей видимости, ей уже не возобновить. По закону, долги таких страховых компаний должен выплатить Российский союз автостраховщиков. Там отвечают: без документов, таких как реестры, выплат не будет.

"Документов не предоставили, съехали со своего офиса. Если документов не предоставят, мы платить не сможем, к сожалению", – объясняет Олег Пилипец, вице-президент Российского союза страховщиков.

- Со стороны может показаться, что вам невыгодно, чтобы страховщик-банкрот предоставил документ?

"Это некорректный вопрос. По закону мы обязаны выплатить, но нам необходимо обоснование – в данном случае документы, реестры", – подчеркивает Олег Пилипец.

В Союзе автостраховщиков поясняют: документы нужны как защита от мошенников. Иначе завтра сотни авантюристов предъявят претензии по несуществующим ущербам. Если же на руках не осталось даже договора, отстаивать свои права нужно в суде. Кстати, это будет единственный путь для пострадавших, если "Генеральный страховой альянс" не передаст реестры в Союз автостраховщиков.

"Считаю, что мы массово должны подавать в суды", – уверена Ирина Виноградова, член правления Конфедерации общества потребителей.

Правда, подавая в суд, надо учитывать, что путь этот долгий и не всегда успешный.

"Получить судебное решение, это ещё не решение проблемы – полгода суд, а потом всё будет зависеть от действий служебных приставов и там дальше как повезёт", – говорит Светлана Викторова, адвокат.

За свою историю Российский союз автостраховщиков проводил с этого рынка 20 страховых компаний-банкротов и выплатил более одного миллиарда рублей компенсации. Желающие получить консультации его сотрудников могут позвонить по телефону горячей линии: (495) 771-69-44, добавочный 535 или 536.