Годовщина смерти Ленина возродила споры о Мавзолее

Этот день официально давно перестал быть днем скорби. Но каждый год коммунисты и ветераны несут цветы к устоявшим памятникам
Этот день официально давно перестал быть днем скорби. Но каждый год коммунисты и ветераны несут цветы к устоявшим памятникам
21 января – день смерти Ленина. Его не стало 85 лет назад. К устоявшим памятникам по всей стране коммунисты и ветераны несли цветы. Звучали даже призывы присвоить Ленину звание Героя России. С другой стороны, впервые за долгое время вдруг вновь обострились споры о дальнейшей судьбе Мавзолея.

21 января – день смерти Ленина. Его не стало 85 лет назад. К устоявшим памятникам по всей стране коммунисты и ветераны несли цветы. Звучали даже призывы присвоить Ленину звание Героя России. С другой стороны, впервые за долгое время вдруг вновь обострились споры о дальнейшей судьбе Мавзолея. Хватило бы на этот раз чувства меры и такта в вопросе, который по-прежнему для России – крайне деликатный.

Этот день официально давно перестал быть памятным, его никто не называет днем скорби. Но каждый год для многих людей 21 января – особенная дата, день памяти вождя мирового пролетариата. Те, кто раньше были в одной партии, КПСС, уже давно не едины. Даже возложить венки приходят в разное время. Самая многочисленная делегация – от КПРФ. "Он сумел предложить за пять лет 4 варианта политики – от военного коммунизма до нэпа. Он сумел растерзанную страну собрать в единое союзное государство под знаменем справедливости и правды, и достойной жизни каждого человека, где труд должен управлять, а не капитал и всякое жулье", – говорит Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме.

Морозный январь 1924-го навсегда вошел в историю страны. В траур по ушедшему вождю погрузился весь Советский Союз. У гроба – пока еще в одном строю и Бухарин, и Орджоникидзе, и Сталин. Не успели стихнуть рыдания, как Крупская через "Правду" обратилась к партии и народу: не воздвигайте ему памятников, лучше стройте детские сады и школы. Ее послушались только наполовину. И построили, и воздвигли. Памятников с рукой и в кепке – тысячи. Но главный – Мавзолей.

Москва, 1974 год. 50 лет без вождя. Вместе с народом скорбит и всё Политбюро. И это повторялось каждый год, пока Советский Союз не прекратил свое существование.

А потом имя Ленина стало исчезать с географических карт. Правда, в некоторых регионах его до сих пор можно увидеть с вертолета. К памятникам отнеслись бережнее. В лихие 90-е политикам хватило благоразумия не сносить их повсеместно. Музей в Горках работает до сих пор. В него перенесли часть экспонатов из бывшего теперь музея Ленина. Но большая их часть – траурные венки и подарки советских людей вождю – хранятся в запасниках. Их уже не выставляют.

А вот поезд памяти, на котором везли Ильича из Горок в Москву, и возле которого потом принимали в пионеры самых достойных, до сих пор стоит на Павелецком вокзале. Правда, в течение нескольких лет рядом с ним новая русская буржуазия активно торговала подержанными авто.

Теперь россияне спорят, должен ли Ленин оставаться в Мавзолее, или его правильнее было бы перезахоронить. Всего 15% соотечественников полагают, что тело вождя по праву находится в Мавзолее. И 41% считают неправильным и неестественным, что тело Ленина не захоронено. Хотя треть россиян не видит ничего плохого в самом Мавзолее как в туристической достопримечательности, большинство полагают, что тело надо предать земле, и как можно скорее. Но 28% россиян считают, что это можно будет сделать позже, когда уйдет поколение, которому вождь дорог.

Четверть опрошенных – за то, чтобы Ленин оставался на Красной площади. И с ними солидарен Геннадий Зюганов: "Любые попытки опошлить советскую эпоху, переписать ее, унизить память Ленина и принятые им законы являются попыткой подрыва целостности Российской Федерации. Завтра начнут сносить памятники и раскапывать могилы не только в Таллине, а начиная от Берлина до Дальнего Востока, и вы породите такую вакханалию, с которой никогда не справитесь". Более того, по мнению Зюганова, сейчас, в пору глобального кризиса, как никогда стали востребованы ленинские идеи о сильной роли государства и социальной поддержке.