Киселев разобрал Порошенко по слоям

У Порошенко – несколько слоев. Внешний слой виден, когда он общается с лидерами Запада в присутствии Путина, как это было в Минске, когда туда же прилетали Меркель и Олланд. В такой компании Порошенко – тревожный симпатяга.

У Порошенко — несколько слоев. Внешний слой виден, когда он общается с лидерами Запада в присутствии Путина, как это было в Минске, когда туда же прилетали Меркель и Олланд. В такой компании Порошенко — тревожный симпатяга. Вздыхает, готов для Москвы на многое, чуть ли "не заберите себе этот вражеский Донбасс". Во всяком случае, никаких заявлений о "героизме украинского войска" в битве с якобы "регулярной российской армией" на востоке Украины, никаких слов об "оккупации" Донбасса и даже о якобы "аннексии Крыма". Такого в присутствии Путина он не говорит. Наоборот, демонстрирует договороспособность и клянется прекратить убивать — отвести пушки и "Грады", принять для Новороссии особый статус, изменить ради этого украинскую Конституцию и даже помочь Донбассу материально. Недавно мы наблюдали все это в Минске. Таков у Порошенко внешний слой. Он не настоящий — поддельный — но именно так и работает.

Без Путина в контактах с западными коллегами Порошенко внешний слой распахивает и с претензией на доверительность, как бы пуская к себе внутрь, говорит об "аннексии" Крыма, "русской армии", агрессии Москвы, божится, что выполняет все, о чем договорились в Минске, мол, и Конституцию меняет, и демократ он до мозга костей. Вот видите, мы же принимаем законы, мол, и реформатор я, и борец с коррупцией, никакой вовсе не олигарх и за независимую судебную систему — только денег дайте. Побольше и поскорее. Ведь рассчитаемся потом. Все — обман. Но так работает второй слой. И работает, хотя и он не настоящий.

В Киеве без Путина и без западных коллег на местной публике Порошенко распахивает уже второй слой. И вот он как бы настоящий. Порошенко говорит, что победим мы врагов на востоке. Никакого особого статуса они не получат. Сначала пусть сдадутся нам, а потом уж восстановим там "украинство". В школы их дети ходить не будут, в домах своих замерзнут, ни газа, ни света не получат, лекарств не дадим, пенсии там не заплатим. Поезда ездить туда не будут. Мосты заминируем и взорвем. Танков и броневиков понаделаем, мобилизацию проведем и по зубам дадим. Конституцию с ними согласовывать? Не дай, Боже! Террористы они, сепаратисты и предатели. Никаких с ними разговоров, убить мало. Мы же в Киеве — демократы, поэтому Запад нам поможет в борьбе с российской агрессией. И слава Украине!

Но тут наступает ночь, и олигарх Коломойский как тать вдруг объявляется у офиса государственной компании "Укртрансгаз" с десятками автоматчиков. Бьет стекла, вламывается туда, а на камеры как ни в чем ни бывало заявляет, что там, не спросясь, заменили директора. Не по понятиям! И ему надо с президентом сесть и потолковать, "перетереть".

И здесь, пусть в отраженном свете, но мы видим и даже нащупываем четвертый слой Порошенко. Более того, понимаем, как он работает. Уверен, что, отбросив все внешнее, как олигарх с олигархом Порошенко с Коломойским договорятся. Без независмых судов, демократии и даже без дополнительного шума. Пошумели — хватит. Теперь все будет тихо. Одна деталь: по понятиям, непримиримый спор должен "разрулить" смотрящий, объяснить, кто кому должен и кому как стоит вести себя дальше.

Смотрящим между Порошенко и Коломойским выступил посол США на Украине Джеффри Пайет. Его особое неудовольствие американского дипломата вызвал мат Коломойского в отношении его радио "Свобода". Здесь мохнатый шмель уж точно "попутал рамсы". Зато посол Пайет переговорил с каждым и спор уладил. На чем сошлись, публике знать необязательно. В любом случае, как это всегда бывает у авторитетов, в результате недолгого торга произошел некий размен, и сложившаяся система живет дальше. Рябь в парламенте — не в счет.

Ко всеобщему олигархическому удовольствию продолжится подготовка новой войны, западные миллиарды вновь потекут в руки, а в стране будут вяло говорить о новой Конституции. Хотя, зачем им она, если и старая не работает? Украина — страна без Конституции.

Но, быть может, у Петра Алексеевича есть и пятый слой? Но его могут представить себе лишь оптимисты, когда Порошенко дома, без Путина и западных коллег, без Яценюка и Турчинова, без украинских телекамер и даже без Коломойского, когда не нужно никому врать и притворяться, когда костюмы, галстуки, незапыленные камуфляжные штаны и тужурка развешаны по местам, а Порошенко уже без этой кожуры, отходя ко сну, думает: "Что натворил я с Украиной? Сколько народу перемолол, крови пролил, людей стравил?! И куда мне, грешному, теперь податься?" Такой что ли настоящий Порошенко? В пятом слое? И он же — сердцевина? Здесь я не оптимист. Нет пятого слоя. И нет сердцевины. Пусто. Тщеславие, гордыня, алчность — не в счет. Труха. Пусто.

И что тогда? А тогда лидеры ведущих европейских стран — России, Германии и Франции — те, что вежливо работали с первым слоем Порошенко в Минске, те, что гарантировали своими возможностями и своей репутацией исполнение согласованного между Киевом и Донбассом комплекса мер, должны вновь собраться и понять, что делать дальше. Собственно, именно это Москва на прошедшей неделе и предложила. 18 марта министр иностранных дел Сергей Лавров предложил коллегам из Германии и Франции совместный демарш по поводу нарушения Киевом Минских соглашений, а 19-го и пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил о необходимости "энергичных усилий со стороны тех, кто гарантировал эти договоренности". В случае их срыва.

Срыв, как теперь уже ясно, произошел. 17 марта по инициативе Порошенко Верховная Рада в нарушение Минских договоренностей без согласования с Донбассом отменила основную часть Закона об особом статусе Донецкой и Луганской областей. Кроме того, опять же в нарушение Минских договоренностей без согласования с Донбассом по инициативе Порошенко приняты поправки об условиях местных выборов там. Цель — сделать действующие избранные власти нелигитимными. Для Донбасса это уж точно нет. Но уже 18 марта Порошенко все подписал. Он доложил Меркель, что план исполняется, и получил похвалу от Байдена. Меркель и Обама тоже переговорили по телефону и согласились, что если Минские соглашения будут сорваны, то Россию накажут новыми санкциями. То, что Минские соглашения уже сорваны, причем Киевом, не имеет значения. Киеву можно. Ответит Россия.

Такое впечатление, что реальность на Западе уже никого не интересует. Неужели ситуация прошлого года, когда февральские соглашения президента Януковича и воинствующей оппозиции гарантировали министры иностранных дел Германии, Франции и Польши, а уже наутро от них отказались и согласились на госпереворот, приняли его, повторяется сейчас? Только уже на другом уровне, когда гарантами исполнения договоренностей Минске выступили уже первые лица Германии, Франции и России? А потом Минские соглашения уже превратились и в международно-правовой акт, принятый Совбезом ООН?

Но Россия как гарант бьет тревогу и предлагает совместный демарш. А с Запада по поводу срыва договоренностей "Минска-2" — тишина. Какой смысл было тогда в Минске не спать? Может, спать было бы хоть для лидеров здоровее? А война бы так и шла. Ведь сейчас Киев, обесценив Минские соглашения, прямо намерен продолжать войну. Об этом говорят данные разведки ДНР и ЛНР, строительство новых укреплений, концентрация сил, закупка оружия, тренировка солдат с американскими инструкторами и все остальное. А виноватой Россию хотят сделать.

Киев, конечно, многолик и многослоен. Но иногда и просто дик. 19 марта Нацсовет Украины по телевидению и радио отказался от участия в проекте Euronews. Мотив обезоруживающе убедителен: зачем нам платить за украинский канал Euronews, если мы не можем влиять на его политику? Собственно, это также дико, как если бы сказать, зачем нам расследовать дело снайперов на Майдане, если результат будет против нас? Или по той же логике: зачем расследовать Одессу или катастрофу Boeing, если все равно проиграем? Лучше не участвовать ни в том, ни в другом, ни в третьем? Но так и происходит!

Впрочем, эта многослойность, скользкость и дикая верткость — уже норма украинской политики. Тут и понятия и без понятий.