Александр Медведев: газового конфликта можно было легко избежать

Об этом заявил заместитель главы "Газпрома" Александр Медведев, который провел в Еврокомиссии рабочую встречу с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом
Газовый конфликт закончился, но украинские власти опять пытаются поставить под сомнение достигнутые в Москве договоренности. Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев рассказал в интервью программе "Вести в субботу" о прошлом и будущем газовых отношений между нашими странами.

Газовый конфликт закончился, но украинские власти опять пытаются поставить под сомнение достигнутые в Москве договоренности. Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев рассказал в интервью "Вестям в субботу" о прошлом и будущем газовых отношений между нашими странами.

- Александр Владимирович, не успела закончиться Московская конференция, не успели подписать контракт премьер-министры Владимир Путин и Юлия Тимошенко, не успели вы собрать пресс-конференцию, как с Украины приходит сообщение, что секретариат президента Ющенко собирается выступить с заявлением. Мои украинские коллеги, к сожалению, позволяют себе заголовки из серии "Тимошенко в Кремле обманули". Что на это сказать?

- Это вызывает, конечно, не только разочарование, но и большое беспокойство. Потому что та изнурительная работа, когда дни перепутали с ночами, и в которой принимали участие десятки людей, и то, что происходит сейчас, это еще раз показывает первопричину конфликта. Потому что 31 декабря все было готово к подписанию, этой ужасной истории было легко избежать.

Но сейчас опять абсолютно безосновательно, беспардонно, в циничной форме пытаются не только поставить под сомнение достигнутые договоренности, но и обвинить во всех грехах тех людей, которые взяли на себя ответственность и довели до решения, которое позволило снова поставлять газ в Европу.

- Вы говорите, что подписанный контракт позволяет избежать несанкционированного отбора газа, позволяет избежать проблем с транзитом. В чем состоит основа этих соглашений, которые позволяют вам теперь думать, что того, что мы пережили, больше не будет?

- Исторические соглашения заключены. Два среднесрочных контракта, каждый на 10 лет – один контракт на поставку газа для Украины и второй контракт на транзит. Контракты разделенные, в полном соответствии с правилами работы на газовом рынке. И все условия коммерческие, они согласованы. Европейская формула цены уже действует с этого года с единственной поправкой, что целый год будет льготный период, это – 20% скидки. Она означает, что в 1 квартале цена будет 360 долларов.

И второе – это транзит. Естественно, учитывается специфика украинской системы. Опять же я думаю, что Юлия Владимировна не нуждается в защите, будучи премьер-министром, но это аргумент, который никто опровергнуть не сможет. Ставка транзита для Украины, начиная с 2010 года, будет существенно выше транзитных ставок, которые наблюдаются в ряде соседних стран. И понятно почему: не потому, что мы такие добрые. Просто в этой ставке отражено все многообразие транспортной системы Украины и объем, который передается транзитом. Новый тариф позволяет поддерживать систему и развивать ее.

- Где гарантия того, что если Украина опять начнет несанкционированно забирать газ, мы не войдем в эту историю опять? Вы говорите, что это есть в контракте.

- Наши контракты исключают понятие несанкционированного отбора газа, потому что тот газ, который по тем или иным причинам вдруг осядет на Украине, будет автоматически засчитываться как газ, закупленный Украиной, и будет ежемесячно оплачиваться.

- Александр Владимирович, распространилась информация о том, что в конце декабря мы получили своего рода последний привет от Буша с Райс, когда Украина и США заключили Хартию. В соглашении есть пункт, что именно США будут заниматься модернизацией украинской газотранспортной системы.

- Неслучайно, что эта Хартия была подписана в разгар наших переговоров с Украиной, 19 декабря. Я не поленился ознакомиться с пунктом, где написано, что "стороны будут тесно сотрудничать в развитии и модернизации газотранспортной системы Украины". Но для того, чтобы участвовать в этом, надо иметь одно условие – газ для транспортировки. И второе условие – иметь потребителей. Ни того, ни другого ни у американского правительства и компаний, насколько мне известно, нет. Любое суверенное государство вправе подписывать любые договора. Но наводит на размышление факт появления такого договора.

- Если американцы придут на Украину, будут переделывать ее газотранспортную систему, это может означать, что вентиль с украинской стороны становится каким-то другим, который не позволяет нормально прокачивать российский газ?

- Мы надеемся на то, что те контракты, которые были заключены, никто под угрозу поставить не может. Тем более что с обеих сторон подтверждено желание: не откладывая дела в долгий ящик, подумать о сроке, который присутствует в наших других контрактах, чтобы обеспечить безопасность поставок, о которой все так мечтают.