Тема:

Крушение А320 во Франции 7 лет назад

История повторяется. Реплика Максима Кононенко


фото EPA

У человечества очень короткая память. Мы способны искать аналогии только в самых важных событиях нашей истории, а таких событий, быть может, единицы на век. Остальные же громкие события зачастую воспринимаются нами как шаг к новой реальности. Как нечто такое, чего раньше не было.

У человечества очень короткая память. Мы способны искать аналогии только в самых важных событиях нашей истории, а таких событий, быть может, единицы на век. Остальные же громкие события зачастую воспринимаются нами как шаг к новой реальности. Как нечто такое, чего раньше не было.

"Мир никогда не будет прежним", — говорим мы, а ведь мир уже давно таким был. Просто мы не задумывались.

Несколько дней назад на юге Франции разбился пассажирский самолет А320, летевший из Барселоны в Дюссельдорф. Погибли 150 человек. По общепринятой на сегодняшний день версии, самолет направил к земле запершийся в кабине второй пилот, у которого были проблемы с психикой и с личной жизнью. И хотя компания Lufthanza, дочернему предприятию которой принадлежал упавший авиалайнер, заявляет, что окончательные выводы делать рано, человечество уже приняло версию о сумасшедшем пилоте. Журналисты опрашивают его соседей, а его девушка рассказывает, как тот говорил: "Однажды я сделаю что-то, что изменит всю систему, и все узнают о моем имени и сохранят его в памяти". Вот уже не знаю — сохранят ли. Потому что это не первая и не вторая такая история. Но имена участников и виновников других таких случаев человечество в своей памяти не сохранило.

Не сохранило оно в памяти, например, имя пилота, который в сентябре 1976 года умышленно направил самолет Ан-2 в стену жилой пятиэтажки в Новосибирске. Сравните истории: от пилота ушла жена с ребенком и поселилась в квартире своих родителей. В этой самой пятиэтажке. Пилот пробовал договориться, но родители жены прогнали его. Накануне жители дома видели, как покинутый муж ходит по двору дома и как будто отмеряет шагами расстояние от большого дерева до окон дома. Это дерево и помешало ему направить самолет прямо в квартиру родителей бывшей жены. Он попал в лестничную клетку между третьим и четвертым этажом, в результате чего жертв оказалось гораздо меньше, чем могло было быть. Погибли пять человек, включая пилота. 11 человек получили ранения.

Ну да это давняя история, может быть есть поновее? Есть, и человечество ее тоже не помнит. В октябре 1999 года в Атлантический океан с высоты в 4,5 километра упал египетский "Боинг-767", вылетевший из Нью-Йорка в Каир. Сравните подробности: через полчаса после взлета командир экипажа вышел в уборную. Еще через полминуты второй пилот семь раз произнес фразу "Я полагаюсь на бога" и выключил двигатели. Вернувшийся в кабину капитан попробовал было исправить ситуацию, но второй пилот ему помешал. Через 2 минуты самолет упал в воду в 97 километрах от американского острова Нантакет. Погибли все 217 человек на борту.

Конечно, 11 сентября 2001 года многое изменило в системе безопасности авиационных перевозок. Например, в самолетах появились эти самые бронированные двери в кабину пилотов, запираемые изнутри. Как мы видим из катастрофы немецкого лайнера, безопасности не прибавилось. Но удивительно, что мы с вами не знали этого раньше. Ведь всего полтора года назад, в ноябре 2013, в Намибии упал самолет Embrier 190, летевший из Мозамбика в Анголу. На борту были 34 человека. Самолет летел на высоте 3800 метров, после чего вдруг стал быстро снижаться и пропал с экранов радаров в районе, где одни болота и джунгли. Черный ящик нашли только через месяц. Выяснилось, что в момент катастрофы в запертой кабине пилота находился один капитан. На записи, внимание, слышен стук в дверь, а также звуки и щелчки, характерные для процесса управления самолетом. Управление двигателями переведено на малый газ, а автопилоту задано снижение с вертикальной скоростью 30 метров в секунду. На сигналы тревоги и предупреждения никто не реагировал. Наверное, теперь для вас не будет удивлением узнать, что у капитана были проблемы в браке, а за год до катастрофы погиб его сын.

Еще раз: всего 16 месяцев назад произошла катастрофа, похожая на падение немецкого самолета как две капли воды. Вполне возможно, что второй пилот, погубивший 150 человек, знал эту историю — ведь он, как и я, мог прочитать о ней в "Википедии". А руководство авиакомпании, допустившее в запирающуюся изнутри кабину огромного самолета человека, лечившегося у психиатра, быть может, о ней и не знало.

Немецкий пилот хотел изменить систему. А также, чтобы его имя запомнили. Имя его нам запоминать незачем, почему я его здесь и не произносил. А вот изменится ли система — вопрос куда как более важный. Потому что объявленные спешные решения некоторых авиакомпаний о том, что теперь в кабине обязательно должны находиться два человека, как-то не успокаивают. А вдруг они, скажем, договорятся?