Скандальный "Тангейзер" вызвал в российском обществе волну споров о цензуре

В Общественной палате обсудили оперу "Тангейзер". После разразившегося скандала из-за экспериментов на сцене Новосибирского театра начались горячие споры о том, нужна ли в России цензура. Что решили по этому поводу эксперты?

В Общественной палате обсудили оперу "Тангейзер". После разразившегося скандала из-за экспериментов на сцене Новосибирского театра начались горячие споры о том, нужна ли в России цензура. Что решили по этому поводу эксперты?

Скандальная опера в Новосибирском театре и кадровые перестановки вызвали даже не волну эмоций в обществе, а целый вулкан. Спешно провели заседание Общественного совета. Как сделать, чтобы в театрах был аншлаг, чтобы шли новые современные пьесы, чтобы интерпретации классики были смелыми, но при этом никто не был оскорблен? Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин отметил, что экспериментировать можно сколько угодно, но это должно быть талантливо. А новосибирский "Тангейзер даже не вторичен", а третичен, и при этом задевает чувства христианина. "Это кощунственное отношение к святым символам", — сказал Чаплин.

Оперу "Тангейзер" в постановке Тимофея Кулябина из присутствующих видели не все. Уже после скандала некоторые посмотрели записи в Интернете. Иные довольствовались фотографиями или даже афишами. "Я видел плакат. Он произвел негативное впечатление", — говорит академик Андрей Ковальчук.

Между тем генеральный директор Премии и Фестиваля "Золотая Маска" и директор "Театра наций" Мария Ревякина уверена: нельзя судить о спектаклях по рецензиям. "У нас на "Маске" 30 спектаклей, и после каждого — обсуждение со зрителями. Ни один человек из Министерства не пришел", — говорит она.

Предполагалось, что на заседании общественного совета соберутся единомышленники и предложат что то конструктивное. Однако постепенно полемика становилась все более острой. Вспомнили советские времена. Тогда была цензура, но было и множество гениальных режиссеров и постановок. Цензура невозможна сейчас, но что возможно? Худсоветы? Предварительные просмотры спектаклей с вынесением вердикта?

"Искусство — не цель, — уверен Владимир Аристархов, заместитель министра культуры России. — Цель — благо народа. И когда мы выделяем средства, мы будем смотреть, что мешает достичь этого блага". "Классику нельзя ставить как в XIX веке, — говорит Мария Ревякина. — Если бы были предварительные просмотры, то не было бы гениальных спектаклей Товстоногова и Додина".

Чиновники говорили о том, что государство как заказчик спектаклей вправе требовать от них определенных констант. Нельзя ломать традиционные ценности, нужно беречь классику. Но вот как ее беречь, чтобы не отдавало нафталином?

За три часа заседания договорились только об одном. В афише нужно четко указывать, кто автор пьесы. Пушкин ли это — или фантазии на тему Пушкина. И нужно указывать возраст, начиная с которого можно смотреть новую постановку. Уже понятно, что нынешний круглый стол на эту тему был не последним.