Тема:

70-летие Великой Победы 8 лет назад

Ветеран войны Моисей Вишняков: первый орден – в 22 года

Сейчас его назвали бы спецназовцем, а в 41-м Моисей Вишняков был командиром диверсионно-истребительного отряда. На его счету – множество успешных операций, в том числе уничтожение целых подразделений германского вермахта.

Сейчас его назвали бы спецназовцем, а в 41-м Моисей Вишняков был командиром диверсионно-истребительного отряда. На его счету — множество успешных операций, в том числе уничтожение целых подразделений германского вермахта.

"Ровно в четыре часа Киев бомбили, а нам объявили, что началась война. С этого часа весь советский народ встал на защиту Родины", — вспоминает Моисей Вишняков.

В отряде, который впервые поручили собрать именно ему, было 135 человек. Об этих бойцах говорили — железные люди. Вначале даже командование сомневалось, как назвать отряд. Сегодня это был бы спецназ, а тогда — диверсионно-истребительный отряд при штабе Северо-Западного фронта.

"Вот, самое памятное — это я получил орден Красного знамени в 41-м году", — говорит ветеран.

Орден он получил в 22 года. Морозная ночь в ноябре 41-го, леса, болота. Отряд под командованием Вишнякова проходит 70 километров через линию фронта. Останавливается недалеко от деревни. Взрыв гранаты — сигнал к наступлению. Через час противник теряет 450 солдат и офицеров.

- Вышел из тыла с автоматом — вот, меня сфотографировали в газете.

Начиная с 41-го года о диверсионно-истребительном отряде много писали в газетах. Большая часть бойцов — крепкие духом сибиряки. На их счету — несколько успешных операций. В том числе разгром так называемой "Голубой дивизии" испанских наемников, для бойцов которой это было первое и последнее сражение.

"Мы из автоматов открываем шквальный огонь и уничтожаем полностью все, сразу сматываемся и уходим без потерь. Докладываем в штаб фронта, а они говорят: "Может, неправда?". Так проверьте!", — вспоминает он.

Они шли в бой, забывая о страхе и помня о том, что дома остались семьи. Шли, потому что хотели как можно скорее разбить врага и оказаться дома. Посылки получали не так часто, но каждая из них вместе с коротким письмом давала новые силы.

- Платочки, носочки, рукавички, все остальное, что могли, горсточку конфет вложат — мы со слезами разбирали, это на нас действовало, и мы шли в бой, защищая Родину.

После очередной удачной вылазки его отряд попадает под авианалет. Контузия и ранение ноги надолго отправляют старшего лейтенанта Вишнякова в госпиталь. После восстановления он поступает на службу в органы госбезопасности, где прослужит шестьдесят два года.

- Здравия желаю, товарищи кадеты!

В свои 96 лет он постоянно посещает школы и кадетские корпусы. Слово "Родина" звучит в его рассказах особенно часто. А подростки внимательно слушают и всегда задают вопросы.

"Спрашивают, страшно ли было идти в атаку, страшно ли было идти в тыл противника — там же никого наших нет, вас же могут уничтожить. Я говорю: искусство ведения боевых действий и прохода через линию фронта и в тылу. Если ты не будешь соблюдать эти правила — тебя уничтожат", — рассказывает Вишняков.

Даже сегодня — военная выправка. Несмотря на боль в ногах, с молодым поколением он общается стоя. Прославленный ветеран вспоминает, как учил бойцов не сдаваться и не бросать раненых.

- Мы вам передали эстафету — так будьте же достойными, а если потребуется, встаньте на защиту, так, как стояли мы в годы Великой Отечественной войны!