Тайну кораблекрушения "Дальний Восток" унес на дно

Активные поиски в зоне крушения траулера "Дальний Восток" в Охотском море приостановлены из-за темноты. Судно затонуло 2 апреля в 300 км от берега: 56 человек погибли. Помимо следствия, выяснением обстоятельств крушения занимается совместная комиссия Ространснадзора, Росрыболовства и Росморречфлота.

Активные поиски в зоне крушения траулера "Дальний Восток" в Охотском море приостановлены из-за темноты и возобновятся с рассветом. Судно затонуло 2 апреля в 300 километрах от берега: 56 человек погибли, 63 — спасены, пропавших без вести — 13. Несколько часов назад из зоны поисков вернулся самолет-амфибия Бе-200. На нем была корреспондент "Вестей". Помимо следствия, выяснением обстоятельств крушения занимается совместная комиссия Ространснадзора, Росрыболовства и Росморречфлота. Известно, что судовладелец — компания "Магеллан" — пользуется у рыбаков, мягко говоря, неоднозначной репутацией. Она уже попадалась на браконьерстве, а сотрудники не раз жаловались на нарушение условий труда.

Троих моряков, выживших после крушения траулера "Дальний Восток", доставили в больницу Магадана вертолетом МЧС. На борт Ми-8 их поднимали на люльке. Медлить было нельзя — врачи настаивали на срочной госпитализации. Пострадавшие с ужасом вспоминают о том, что творилось на судне, когда оно стремительно стало уходить под воду.

"Я взял спасательные средства, оделся, вышел на палубу, как и многие остальные, — рассказывает пострадавший Дмитрий Дмитриевич. — Кто-то до последнего на своих дежурных местах был. Ждал очереди, спасательные плоты скидывали, чтобы не было толкучки".

Обморожения, ушибы, вывихи, у двоих моряков — пневмония. Теперь в больнице они проведут не меньше двух недель. Тем временем, в Охотском море продолжаются поиски 13 членов экипажа. В их числе — капитан и его старший помощник.

Самолет Бе-200 — прямо над местом, где потерпел крушение траулер "Дальний Восток". Спасатели наблюдают за зоной крушения с воздуха. Активные поиски пропавших без вести рыбаков продолжаются. Сейчас в зоне бедствия работают свыше 1600 человек и 26 судов.

Первым на помощь тонущему траулеру пришло судно "Андромеда". Сейчас на его борту находится большинство членов экипажа — спасенных и погибших. Спасатели обратили внимание, что "Андромеда" пришвартовалась к другому судну.

Итого — 56 погибших и 60 выживших членов экипажа: "Андромеда" и еще одно судно "Справедливый" перевозят их в сахалинский порт Корсаков. Магадан ближе, но сложная ледовая обстановка не позволяет судам подойти к берегу. Врачи посчитали, что моряки выдержат трехдневный переход. В Корсакове они будут 6 апреля.

В районной больнице уже все готово, чтобы принять пациентов. Власти обещают всестороннюю поддержку. Родственники пострадавших считают минуты до встречи. Сергей Рябов о том, что его сын жив, узнал из оперативной съемки МЧС. "Я увидел своего сына по телевизору, и понял, что он жив", — рассказывает он.

Тем временем, спасенные моряки утверждают: "Дальний Восток" затонул из-за небывалого улова. Он был просто перегружен минтаем. Капитаны судов, пришедших на помощь, вторят выжившим: крен траулера просто не оставлял шансов на спасение.

Сейчас поисковая операция в Охотском море приостановлена. К Магадану приближается снежный циклон.

***

Тайну катастрофы погибший траулер унес с собой на дно Охотского моря. Выжившие в ледяной воде помнят только, что было очень страшно. По одной из версий "Дальний Восток" сначала получил крен на правый борт в 10 градусов, когда очередной трал, полный рыбы подняли, угол увеличился до 30. Что происходило дальше — загадка, но крен стремительно рос.

Последнее, что слышали в радиообмене капитаны соседних судов, это цифра — 70 градусов. Дальше связь оборвалась, траулер встал в свечу и затонул. Причиной оверкиля могла стать сверхнагрузка на траулер. Топливом судно заправилось по минимуму, а водного балласта не было вовсе. Все — в угоду трофейной рыбалке. Сейчас в Охотском море — разгар минтайной путины. Безопасность ушла на второй план.

Перекачав балласт на противоположный борт, крен можно было бы выправить. Но балласт — это лишние сотни тонн бесполезного, с точки зрения извлечения прибыли, груза, который был обменян на рыбу. Было ли это решением капитана, либо приказом руководства, компании "Магеллан", которой принадлежало судно, — вопрос открытый. Известно, что погибший при крушении капитан "Дальнего Востока" Александр Притоцкий был азартным рыбаком.

И все-таки почему не был дан сигнал SOS. Возможно, Притоцкий до последнего верил, что ситуация под контролем, либо махнул на все рукой. Что мог скрывать капитан, кроме рыбы? Ее, по закону, нужно обязательно растаможить в России и только потом продавать за рубеж. А можно продать сразу в море, решив проблемы с законом известным способом.

Мотиватор для принятия решений в море у рыбаков один — деньги. Зарплата сдельная. Больше поймали — больше получили. Доход капитана — от 300 000 рублей в месяц, а вот низовое звено, потрошащее рыбу, довольствуется малым — 300-400 долларов и еда. Отсюда — и странности с экипажем.

Ровно три месяца назад рыболовецкий траулер "Дальний Восток" выходил в открытое море через своеобразные ворота моста на остров Русский. Владивосток стал последним российским портом, в который заходило судно. Здесь на его борту было 62 члена экипажа. Потом количество удвоилось, и на 94 спальных места претендовало уже 132 человека. В таком составе траулер проработал 89 дней. Вновь в качестве основного мерила — деньги.

Тяжелую работу рыбозаготовки поручают исполнительным и немногословным, учитывая языковой барьер, иностранцам. На борт судна они попадают уже за пределами России, и если не катастрофа, о том, кто морозит российский минтай, в России вряд ли узнают. В судовой роли интернациональная бригада значилась важно – "консультанты".

"Кстати говоря, очень странно, что эти люди проходят как консультанты, — говорит президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. — Представляете себе, бирманские консультанты — 40 человек, 5 консультантов из Вануату — без знания русского и английского языков, работают на российском судне. О чем они могут консультировать российских моряков, я даже представить себе не могу".

Кто нанимал иностранцев — вопрос на засыпку. Утонувший траулер, по оценкам экспертов, мог стоить 30 миллионов долларов. В компании "Магеллан" — это не единственное судно такого класса. Между тем, в офисе компании, ворочающей миллионами, по меньшей мере, скромно. У фирмы даже нет официального сайта в Интернете. Эксперты склонны считать, что настоящие владельцы судна — вообще за пределами России.

На "Дальнем Востоке" насчитали 8 спасательных плотов на 80 моряков. В погоне за золотым минтаем 52 человека были изначально обречены на смерть в случае аварии. В руководстве компании, которой принадлежал траулер, объявили о выплате компенсаций погибшим и пострадавшим. Общая сумма не превышает стоимость утонувшего на борту улова.