Тема:

"Северный поток" 1 день назад

На дне Балтики обнаружена пропавшая флотилия

Проект "Тайна затонувших кораблей" был основан в Санкт-Петербурге в 2002 году
Проект "Тайна затонувших кораблей" был основан в Санкт-Петербурге в 2002 году
Первые и неожиданные дивиденды от проекта "Норд стрим": на дне Балтийского моря, по которому пройдет газопровод "Северный поток", найдены останки флотилии Петра I. Сохранились даже груз и утварь. На пути "Норд стрима" – еще, как минимум, 4 судна, построенных позже, в послепетровское время.

Первые и неожиданные дивиденды от проекта "Норд стрим": на дне Балтийского моря, по которому пройдет газопровод "Северный поток", найдены останки флотилии Петра I. Сохранились даже груз и утварь. На пути "Норд стрима" – еще, как минимум, 4 судна, построенных позже, в послепетровское время. Так на дне Балтийского моря встретились прошлое и будущее.

Луч прожектора выхватывает из темноты остов корабля. Он сохранился отнюдь не идеально, но ясно даже не специалисту: обнаружено старинное судно. Разбросанная по палубе утварь, колеса карет, стеклянные английские штофы, подтверждают догадку.

На 6 кораблей XVIII века аквалангисты наткнулись случайно, исследуя маршрут газопровода "Северный поток". Так буднично во время технических работ на глубине 54 метров была обнаружена флотилия Петра I, в том числе 17-метровый корабль, построенный в 1710 году по голландским чертежам, о котором царь собственноручно оставил запись как о потерявшемся во время военного похода. В научном мире находку уже расценили как редкую удачу. "У нас нет ни одного корабля петровской эпохи, кроме "дедушки" Русского флота – ботика Петра", – говорит генеральный директор Балтийского морского общества Сергей Кобылянский.

Проект "Тайна затонувших кораблей" был основан в Санкт-Петербурге в 2002 году. Так удалось вернуться к исследованиям, которые в далеком 1937 начинал академик Орбели, и которые к середине 80-х были полностью прекращены. За минувшие семь лет удалось создать уникальную базу данных о кораблекрушениях в регионе Финского залива, Ладожского, Онежского и Чудского озер.

Проведены экспедиции в акватории реки Волхов, во время которых был обнаружен многопалубный боевой корабль "Олег". Подобная находка послужила бы украшением любой музейной коллекции. Однако музеи Петербурга остались к ней равнодушны. "Для нас эта ситуация тоже запредельная и парадоксальная. Город морской славы – Петербург, столица морской державы – Петербург, а интерес нулевой", – констатирует Сергей Кобылянский.

В то время как Евросоюз выделяет миллиард евро только на первичные исследования одного из затонувших кораблей, главным стимулом для российских поисковиков остается любовь к истории отечественного флота. Чтобы представить себе, какое богатство храниться до сих пор нетронутым, достаточно знать, сколь плотным было корабельное движение.

Около миллиона гражданских и торговых судов и военных кораблей побывали за минувшие несколько веков в водах северо-запада России. Десять тысяч из них покоятся на дне только Финского залива и Ладоги. Обнаруженная флотилия Петра I – это не только редкая удача, но и укор.

Резонный вопрос: удастся ли сохранить морское наследие России, и займет ли оно свое достойное место в специально созданном музее?