Новак: формула "бери или плати" для Украины не отменяется

Место и время следующих трехсторонних переговоров по украинскому газовому соглашению пока не определены. Россия, как и обещала, предоставила Украине скидку на газ во втором квартале 2015 года. Об этом и не только в интервью "Вестям в субботу" рассказал министр энергетики РФ Александр Новак.

Место и время следующих трехсторонних переговоров по украинскому газовому соглашению пока не определены. Россия, как и обещала, предоставила Украине скидку на газ во втором квартале 2015 года. Об этом и не только в интервью "Вестям в субботу" рассказал министр энергетики РФ Александр Новак.

- Александр Валентинович, правительство разрешило "Газпрому" опять предоставить скидку на газ Украине. Что хорошего сделала Украина, за что скидка?

- Вы правильно сказали "опять", потому что скидка не новшество, а предусмотренная контрактом возможность, которая использовалась и ранее, на протяжении предыдущих лет — с 2010 года. Нам очень важно, чтобы осенне-зимний период был пройден надежно. Для этого летом нужно закачать необходимые объемы газа в подземные газовые хранилища Украины. По нашим оценкам, это порядка 11-12 миллиардов кубометров. Это, в свою очередь, надежность обеспечения поставок в Европу и транзита. Это взаимовыгодная сделка и возможность реализации тех объемов газа, которые раньше стабильно поставлялись на Украину.

- Учитывая низкую платежеспособность Украины и ее договоренности с европейцами, лучше ли поступать так?

- Восемьдесят миллиардов кубометров газа прошло транзитом через украинскую газотранспортную систему в Европу. Поэтому, косвенно, надежное энергоснабжение Украины, покупка российского газа и закачка его в подземные газовые хранилища означает надежное снабжение Европы. Это наш рынок, мы его сохраняем. Чтобы в зимний период этот рынок получал надежные поставки газа, необходимо в летний период его закачать. Поэтому, безусловно, это взаимовыгодная сделка.

- "Газпром" выравнивает цены на газ в соответствии с уровнем цен на рынке нефти, а стоимость газа зависит от нефти. Однако цены на газ "Газпрома" приводят в соответствие с уровнем европейских "спотовых" цен на газ. Но европейские "спотовые" цены на газ в значительной степени зависят от поставок "Газпрома". Правильно?

- Вы правы. Назову цифры: Европа потребляет примерно 450 миллиардов кубических метров газа, из них в среднем 150 миллиардов поставляет Российская Федерация. То есть, каждая третья молекула газа в Европе – из РФ. Поэтому и в "споте" одна треть молекул — это российский газ.

- Украинцы утверждают, что они могут обойтись меньшими объемами поставок российского газа. Так ли это?

- Украинская экономика на сегодняшний день не может обойтись без российского газа.

- А лозунг киевских политиков о том, что Украина избавляется от энергетической зависимости от России? Лозунг, не более?

- Есть динамика уменьшения объемов газа, которые мы поставляем на Украину. Необходимо отметить фактор теплой зимы. Была бы зима холоднее, наверное, поставок газа было бы больше. Посмотрим, каким будет следующий год.

- Все равно надо с Россией договариваться?

- Безусловно. Поэтому мы и проводим консультации. На апрель "Нафтогаз" заявил один миллиард кубических метров газа.

- Украинцы, помимо прямых поставок газа из России, наладили получение газа, который идет в обход, через Словакию. Когда эта практика начиналась, "Газпром" заявлял о нарушении контракта со стороны Словакии. Что-то изменилось? Мы закрываем глаза?

- Есть изменения: построены и увеличены мощности газопровода "Вояны-Ужгород". Фактически, сегодня газ частично поставляется из Словакии. Если это виртуальный реверс, то он, на наш взгляд, незаконен. Если же это физический реверс газа, тогда это соответствует законодательству и действующим контрактам. Этот вопрос не такой простой, его изучают юристы. Возможно, по отдельным контрактам будут предъявляться претензии.

- Ваш украинский коллега Демчишин заявил, что по новому контракту на второй квартал отменяется формула "бери или плати". Глава "Газпрома" Алексей Миллер заметил, что "Газпром" не будет взимать штраф во втором квартале. Формула вообще отменена или только на второй квартал?

- В данном случае прав Алексей Миллер. Формула "бери или плати" не отменяется. Она предусмотрена действующим контрактом, была всегда и будет до конца действия контракта. "Газпром" в течение второго квартала не будет применять штрафы в случае, если украинская сторона возьмет газа меньше, чем в соответствии с режимом "бери или плати". В данном случае это добрая воля сторон, но не означает, что это подарок. Это средства, которые будут начисляться, просто не будут взыскиваться. Они будут учитываться во время разбирательств в Арбитражном суде в Стокгольме.

- "Нафтогаз" Украины не платит за российские поставки в Донецкую и Луганскую народные республики?

- Действительно формируется дебиторская задолженность по поставкам, которые идут на юго-восток Украины. Есть два пути: либо это внесудебный порядок, когда между собой договорятся две коммерческие компании и произойдут взаиморасчеты. Либо этот вопрос будет решаться в суде. Это не означает, что эти средства не будут взысканы. Они будут в любом случае оплачены в соответствии с контрактом.

- В ходе переговоров со своими украинскими коллегами Проданом и Демчишиным вы не говорили им: "Если вы не хотите платить за поставки в ДНР и ЛНР, то вы, де-факто, признаете, что они вне Украины"?

- Мы, безусловно, использовали и такие аргументы. Наши коллеги в рамках переговоров по энергетическим ресурсам отказывались обсуждать ситуацию, связанную с политическими отношениями внутри Украины, несмотря на то, что они принимают экономические методы, допустим, непоставки газа. Эти вопросы они не обсуждают.

- Изображают, что не слышат?

- На переговорах 20 марта мы поднимали вопрос, в том числе, об исполнении Минских соглашений. К сожалению, украинская сторона в принципе отказалась обсуждать этот вопрос. Консультации проходят только по исполнению контрактов.

- На встрече с правительством на этой неделе президент обратился к вам с вопросом о так называемых неотключаемых от электричества компаний, у которых растет задолженность. Вы говорили друг с другом на том языке, который не всегда понятен со стороны. В чем состоит проблема?

- Суть проблемы в том, что есть взаимоотношения между поставщиками товара и энергоресурсов и потребителями. В нормальных отношениях всегда происходят взаиморасчеты, потому что средства, которые поступают за оплаченный товар, это средства, которые идут на выплату заработной платы энергетикам, на текущие затраты, издержки, на исполнение инвестиционных программ. В конечном счете это влияет на надежность и качество поставки электроэнергии, тепла, воды, услуг и так далее. Сегодня, к сожалению, мы отмечаем факты того, что серьезно снизилась платежная дисциплина со стороны потребителей энергетических услуг. И задолженность только за последние несколько месяцев выросла на 50 миллиардов рублей. Это огромная цифра для энергетической отрасли, потому что, например, инвестиционная программа федеральной сетевой компании общероссийской составляет 100 миллиардов в год. Это половин инвестиционной программы.

- А потребители – люди или компании?

- Если говорить в общем о рынке, примерно 50 на 50. 50 процентов потребляют промышленные и непромышленные потребители, и 50 процентов — это конечные потребители, население. Но население, на самом деле, платит. Неотключаемые потребители – это, в основном, промышленные потребители. Например, предприятия, которые выпускают особо опасную продукцию – их невозможно отключить от поставок энергоресурсов. Остановка этих предприятий может повлечь за собой последствия негативного характера: социально-экологические, экономические и так далее. Среди неотключаемых потребителей — предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которые оказывают в дальнейшем уже услуги остальным потребителям. Существующее законодательство на сегодня не позволяет создать эффективный механизм взыскания этих средств в случае неоплаты. С учетом того, что штрафы и пени за недопоставку энергоресурсов составляют примерно 10 процентов годовых, а компаниям, которые получают услуги, проще не платить, чем, допустим, брать кредит в банке под 20-25 процентов и, в общем-то, кредитоваться за счет поставщиков энергоресурсов. То есть, за счет энергетиков.

Этого момента не было, пока у нас не выросли ставки в банковской системе. Мы подготовили изменения в законодательство. Что касается неотключаемых потребителей, мы предложили механизм, по которому должен быть разработан план мероприятий по снижению потребления энергетических ресурсов без ущерба с точки зрения отключаемости потребителей. И повышение ответственности руководителей за невыполнение этих мероприятий, вплоть до дисквалификации этих руководителей и невозможности в будущем занимать руководящие должности.

Есть и еще одна проблема. Многие предприятия жилищно-коммунального хозяйства отдаются муниципальными и субъектовыми властями в аренду, и очень часто арендаторы, которые оказывают услуги дальнейшим потребителям энергоресурсов, не расплачиваются за электроэнергию, накапливают долги. Проходит какое-то время, закрывают предприятие, перерегистрируются, и одна и та же фамилия фигурирует вплоть до нескольких раз. И механизма взыскания долгов нет.

Сейчас мы предложили также внести изменение в законодательство, по которому серьезно повышается ответственность арендодателя. Это именно субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, владельцы непосредственно имущества, сдаваемого в аренду. Ответственность повышается, вводится механизм финансовых гарантий. То есть те, кто отдают имущество в аренду, должны обеспечить в случае неоплаты гарантии того, что они за этого арендатора оплатят поставку энергоресурсов.

То же самое касается и неотключаемых потребителей. Там также вводится механизм финансовых гарантий. То есть субъекты Российской Федерации, которые определяют перечень таких предприятий, обязаны нести за них ответственность и предоставлять в случае неоплаты. Многие говорят, что это дорого, финансовая гарантия стоит денег. Вопрос заключается в том, что если предприятие нормально платит, необходимость выдачи финансовой гарантии нет, и никаких дополнительных расходов не возникает.

То есть, мы подготовили сейчас проект закона, основные принципы которого были доложены президенту на встрече с членами правительства. Сейчас законопроект находится в Государственной думе. Правительство на него готовит свой отзыв. Надеемся, что закон будет рассмотрен в ближайшее время во втором чтении и существенно изменит ситуацию в лучшую сторону. А это, в свою очередь, направлено на качество услуг и на то, чтобы в наших домах, в наших учреждениях надежно поставлялся свет, тепло, вода, электроэнергия и так далее

- Очень интересно. Спасибо.